Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Олейникова В.И. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Олейникова В.И. об оспаривании действий органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Олейников В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий начальника ОМВД России по Ленинскому району, выразившихся в отказе выдачи свидетельства о признании административного истца беженцем и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Олейниковым В.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 ноября 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 18 января 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 5 июля 2021 года Олейников В.И. обратился в ОМВД России по Ленинскому району с заявлением о признании его беженцем и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Впоследствии 8 июля 2021 года Олейникову В.И. дан ответ за подписью начальника ОМВД России по Ленинскому району, содержавший сведения о перерегистрации его обращения и направлении в адрес органа уполномоченного рассматривать такие заявления, кроме того разъяснен порядок его обжалования.
Вместе с тем, 12 июля 2021 года Олейников В.И. повторно обратился в государственный орган с заявлением идентичного содержания, по результатам рассмотрения которого административному истцу 13 июля 2021 года направлен аналогичный ответ.
В последующем 3 августа 2021 года письмом начальника ОМВД России по Ленинскому району Олейникову В.И. разъяснено, что вопрос о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не входит в компетенцию упомянутого органа, истцу необходимо лично обратиться с данным заявлением в отдел по вопросам гражданства УВМ УМВД России по г. Севастополю.
Правоотношения, связанные с предоставлением, определением правового статуса беженца на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах".
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 4 Закона о беженцах).
Приказом МВД России N 376 от 11 июня 2019 года утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, согласно пункта 16, подпунктов 17.2, 17.3 пункта 17 которого государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне - в части приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителями, пребывающими на территории Российской Федерации; подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне, наделенными соответствующими полномочиями руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне - в части приема по месту пребывания заявителей ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища.
Отказывая в удовлетворении требований иска, судами обоснованно указано, что рассмотрение заявлений о признании беженцем и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации не входит в полномочия ОМВД России по Ленинскому району. Вместе с тем действия государственного органа, соответствуют требованиям, Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на обращения Олейникова В.И. даны мотивированные ответы, содержащие разъяснения о необходимости обращаться к уполномоченным должностным лицам УВМ УМВД России по г. Севастополю.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска, поскольку административным ответчиком не допущены незаконные действия, нарушающие права административного истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 7 февраля 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.