Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орленко С.В, действующего в интересах Кобзаря Т.В, на решение Севастопольского городского суда от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Кобзаря Т.В. об оспаривании нормативного акта.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кобзарь Т.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя от 14 октября 2021 года N 256-о "Об ограничении максимальной скорости движения в городе Севастополе по ул. Севастопольской в с. Осипенко".
Просил суд признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Севастопольского городского суда от 22 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Кобзаря Т.В. по доверенности Орленко С.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 9 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 27 января 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Фроловой Е.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно статье 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.
На основании части 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая, принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с постановлением правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года N 849-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя является исполнительным органом государственной власти г. Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий г. Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту 28 пункта 9.10 указанного Положения данный государственный орган вправе принимать решения о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения г. Севастополя.
Как следует из материалов дела, приказом департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя от 14 октября 2021 года N 256-о "Об ограничении максимальной скорости движения в городе Севастополе по ул. Севастопольской в с. Осипенко" введено ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч по ул. Севастопольской в с. Осипенко.
Приказ подписан директором департамента - руководителем исполнительного органа государственной власти г. Севастополя в соответствии с пунктом 12 Положения о департаменте.
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями и компетенцией органа государственной власти г. Севастополя.
Данный документ опубликован 15 октября 2021 года на официальном сайте правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sevastopol.gov.ru) в соответствии с требованиями, установленными Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" и Закона г. Севастополя от 29 сентября 2015 года N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя".
Проанализировав содержание приказа, не усматривается несоответствия оспариваемого приказа имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Судами установлено, что ограничение движения на вышеуказанном участке автодороги носит временный характер и установлено до момента обустройства пешеходного перехода по ул. Севастопольской в с. Осипенко и оснащения участка дороги дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью автомобильной дороги.
Отсутствие в самом нормативном правовом акте указания на временность установления ограничения максимальной скорости не влечет его противоречие нормам, имеющим большую юридическую силу.
Довод административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 10.3 ПДД РФ, регламентирующему скорость движения вне населенных пунктов, несостоятелен, поскольку указанной нормой установлена максимальная скорость автотранспортных средств исключительно вне населенных пунктов, в свою очередь, оспариваемый приказ ограничивает максимальную скорость в границах города федерального значения Севастополь.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.