Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карлаш Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Карлаш Е.А. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя Карлаш Е.А. по доверенности Пацкова Ю.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края по доверенности Новиковой Р.Р, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карлаш Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, выразившихся в неверном расчете размера арендной платы за земельный участок, установленном приложением к договору аренды от 12 ноября 2019 года.
Просила суд возложить на административного ответчика обязанность произвести перерасчет арендной платы исходя из ставки 0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2021 года решение районного суда отменено, по делу принято об отказе в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе, поданной Карлаш Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 января 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 27 января 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя Карлаш Е.А. по доверенности Пацкова Ю.А, настаивавшего на требованиях кассационной жалобы, представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края по доверенности Новиковой Р.Р, полагавшей апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд указал, что в рамках договора аренды земельного участка от 12 ноября 2019 года административным ответчиком неверно произведен расчет размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с такими выводами.
Как следует из материалов дела, 21 октября 2019 года Карлаш Е.А. обратилась в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 2 808 кв. м сроком на 49 лет. Указала, что на данном земельном участке расположены принадлежащие ей на праве собственности здания с кадастровыми номерами N (наименование - "здание склада"), N (наименование - "здание с проходной пристройкой, лит. В, В1"), N (наименование - "нежилое помещение").
Между администрацией Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края и Карлаш Е.А. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка с приложением, в котором произведен расчет арендной платы за участок.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 23 декабря 2019 года.
Административный истец 27 декабря 2019 года получил экземпляр договора аренды с приложением - расчетом размера арендной платы за участок с указанием ставки арендной платы в размере 2, 5%
Карлаш Е.А. 30 сентября 2021 года направила в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края претензию о несоответствии размера расчета арендной платы за участок. Карлаш Е.А. предложено рассчитать арендную плату в размере 0, 3% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2016 года N 121.
Письмом администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края от 20 октября 2021 года отказано в производстве перерасчета арендной платы ввиду того, что на земельном участке с кадастровым номером N отсутствуют объекты недвижимости, относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, принадлежащие Карлаш Е.А. на праве собственности.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2016 года N 121 утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов.
В соответствии с пунктом 3.3 названного Порядка арендная плата рассчитывается в размере 0, 3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, в том числе, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6.2.1 - 6.2.3, 6.2.5 - 6.2.7 пункта 6, подпунктами 7.2.3, 7.2.7 пункта 7 Порядка.
Пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса является система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Луначарского, 251Д, принадлежащие Карлаш Е.А. не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, арендная плата за земельный участок административным ответчиком рассчитана в соответствии с подпунктом 3.6.3 пункта 3.6. Порядка, согласно которому арендная плата рассчитывается в размере 2, 5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3.1, 3.3, 3.4, 3.5.2, 3.5.3, 3.7 пункта 3, подпунктом 4.2 пункта 4, пунктами 6 и 7 Порядка. Проект договора аренды земельного участка предоставлен Карлаш Е.А. для ознакомления и подписан административным истцом, при этом пунктом 2.1 и положениями раздела 11 "Заключительные положения" договора аренды установлено, что расчет размера арендной платы является неотъемлемой частью договора аренды и прилагается к договору аренды.
При таких обстоятельствах суд нижестоящей инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к неверному толкования норм материального права и переоценке исследованных судом доказательств.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.