Дело N 3а-179/2022
г. Краснодар 09.02.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 11.11.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 16.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 по административному делу по административному иску Акционерного общества "РАМО-М" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Администрация г. Краснодара, Акционерное общество "Тандер" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Акционерное общество "РАМО-М" (АО "РАМО-М", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - "Объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения", принадлежащих административному истцу на праве собственности, в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Ссылаясь на изложенное, АО "РАМО-М" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 16.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2022, требования удовлетворены частично.
Суды установили кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании заключения судебной экспертизы ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" от 30.01.2022, по состоянию на 01.01.2020 с кадастровым номером N в сумме 144 421 000 руб, с кадастровым номером N - 25 306 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 12.11.2021.
Суды указали, что данное решение является основанием для Управления Росреестра внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости.
С Общества в пользу ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" взысканы судебные расходы в размере 90 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановленные по делу судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске. Отмечает, что кадастровая стоимость участков установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участков, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "РАМО-М" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - "Объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: иные объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения".
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 35 142 458, 80 руб.; земельного участка с кадастровым номером N - 203 618 835, 09 руб. Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости земельных участков, АО "РАМО-М" имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствие с их рыночной стоимостью.
В целях определения рыночной стоимости участков судом первой инстанции принято заключение судебной оценочной экспертизы ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" от 30.01.2022 N 193-1902/2021, согласно выводам которого рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2020 земельных участков составляет: с кадастровым номером N в сумме 144 421 000 руб, с кадастровым номером N в сумме 25 306 000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам, предусмотренным статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 16.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10.02.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.