Дело N2а-2233/2022
г. Краснодар 28.02.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Монмаря Д.В, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 23.11.2022 кассационную жалобу ФИО10 на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 09.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2022 по административному делу по административному иску ФИО10 к Администрации г. Симферополя Республики Крым, главе Администрации г. Симферополя, заинтересованные лица: Муниципальное казенное учреждение "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым", Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО11 о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО10 по доверенности ФИО9, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконным бездействие Администрации г. Симферополя Республики Крым (Администрация), выразившееся в нерассмотрении по существу ее заявления от 15.10.2020 о внесении изменений в Генеральный план г. Симферополя (Генплан). Возложить на коллегиальный орган при главе Администрации г. Симферополя - Комиссию по подготовке предложений о внесении изменений в Генплан г. Симферополя Республики Крым обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО10 от 15.10.2020 о внесении изменений в Генеральный план; подготовить заключение о рассмотрении предложений о внесении изменений в Генплан, которое направить главе Администрации г. Симферополя для рассмотрения. Обязать Администрацию г. Симферополя принять решение по заявлению ФИО10 от 15.10.2020 о внесении изменений в Генплан в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда о подготовке проекта изменений в Генплан либо вынести мотивированный отказ. Признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя N 7384 от 23.12.2020 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО10 от 05.11.2020.
Требования мотивированы тем, что решением 57-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от 26.02.2010 N 928 ФИО10 дано разрешение на разработку проекта землеустройства для строительства и обслуживания жилого дома - в районе "адрес" (поз. по ГП-38), ориентировочной площадью 0, 06 га. 01.12.2016 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером N.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 23.12.2020 N 7384 административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в порядке "дооформления" ранее возникшего права по двум основаниям: расположение испрошенного земельного участка за пределами границ муниципального образования г. Симферополь и истечение срока действия решения представительного органа муниципального образования от 26.02.2010.
Вместе с тем, согласно данным публичной кадастровой карты испрошенный земельный участок расположен в границах г. Симферополя, что также подтверждается выпиской из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 16.09.2020.
Заявитель считает, что при разработке Генплана г. Симферополя земельный участок не включен в границы муниципального образования ошибочно.
В этой связи 05.10.2020 ФИО10 обратилась в городскую администрацию с заявлением о внесении в Генплан изменений в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы муниципального образования, которое до момента обращения в суд не рассмотрено.
Таким образом, незаконное невнесение участка в границы г. Симферополя препятствует реализации права административного истца на приобретение в собственность бесплатно земельного участка в порядке завершения ранее возникшего права, а указание в оспариваемом постановлении на истечение срока его действия является незаконным, так как Симферопольский городской совет АР Крым, устанавливая срок действия принимаемого решения N 928 от 26.02.2010 (один год), вышел за пределы своих полномочий.
Ссылаясь на изложенное, ФИО10 просила об удовлетворении требований.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2022, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО10 просит судебные решения как постановленные с существенным нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Право на обжалование решений, действий, бездействия органов и должностных лиц, обладающих властными полномочиями (публичный орган власти), если таковые не соответствуют закону и нарушают прав и охраняемые интересы граждан, а также иных лиц, установлено законом (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Требования административного искового заявления могут быть удовлетворены при наличии совокупности следующих условий: несоответствие закону оспариваемого решения, действия (бездействия) публичного органа власти, нарушение охраняемых прав и интересов лица, обратившегося в суд. Разрешая требования о признании незаконным бездействия Администрации г. Симферополя Республики Крым, выразившегося в нерассмотрении по существу ее заявления от 15.10.2020 о внесении изменений в Генеральный план (Генплан) г. Симферополя, суды, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, не нашли правовых оснований для их удовлетворения, установив, что заявление рассмотрено в установленный законом срок и на него направлен мотивированный ответ. Кроме того, апелляционный суд из письма Администрации г. Симферополя Республики Крым от 08.12.2021 и приобщенных к нему документов установил, что испрошенный земельный участок значится расположенным в пределах границ муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Судебная коллегия также учла, что с 24.12.2019 муниципальным органом в рамках государственного контракта по изменению границ г. Симферополя осуществляются работы по включению земельного участка в пределы данного муниципального образования.
В этой связи судебная коллегия не согласилась с оспариваемым постановлением N 7384 от 23.12.2020 в части указания в нем в качестве оснований отказа на расположение испрошенного земельного участка за пределами г. Симферополя.
Кассационный суд с выводами судов в указанной части, как основанными на фактических обстоятельствах дела и постановленными в соответствии с действующим законодательством, регулирующим возникшие правоотношения, соглашается. В то же время с выводами судов об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления N 7384 от 23.12.2020 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по мотиву истечения срока действия правообразующего акта органа местного самоуправления согласиться нельзя.
Как указано выше, постановлением Администрации г. Симферополя N 7384 от 23.12.2020 ФИО10 отказано в предоставлении в собственность земельного участка не только в связи с расположением испрошенного участка за пределами г. Симферополя, но и в связи с истечением срока действия решения 57-й сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым V созыва от 26.02.2010 N 928 "О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе", поскольку в соответствии с его пунктом 17 постановления срок на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлению на согласование -1 год. Оценивая данное основание отказа, суды нашли его соответствующим части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон N 38-ЗРК), Постановлению Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313 об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (Порядок), части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. С такими выводами судов согласиться нельзя.
Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа 2, от 08.12.2017 N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева"). Часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК устанавливает, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21.03.2014 N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. При этом положения Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Данная правовая позиция изложена в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2022 по делу N 127-КАД21-25-К4. С учетом того, что решение 57-й сессии Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым V созыва от 26.02.2010 N 928 принято в период с 14.10.2008 по 21.03.2014, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно по мотиву истечения срока действия распоряжения городского совета.
В этой связи решения судов в данной части подлежат отмене с принятием в отмененной части нового решения о признании постановления Администрации г. Симферополя N 7384 от 23.12.2020 незаконным с обязанием административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Киевского районного суда г. Симферополя от 09.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2022 отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО10 о признании незаконным постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от 23.12.2020 N 7384.
В отмененной части принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 23.12.2020 N7384 об отказе в предоставлении ФИО10 земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в собственность бесплатно.
Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО10 от 05.11.2020.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя от 09.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО10 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10.03.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.