Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Богатых О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антия А.Е. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Антия А.Е. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Журавель Т.Т. о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации права и понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Антия А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ государственного регистратора Журавель Т.Т. в государственной регистрации за ним права собственности на квартиру с кадастровым номером N по адресу: "адрес" возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать за ним право собственности на вышеуказанную квартиру.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 декабря 2022 года решение от 31 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 февраля 2023 года, Антия А.Е. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым административные исковые требования удовлетворить. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 6 марта 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу ч. 1 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, установлено судом первой инстанции, квартира с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная по адресу: "адрес" "адрес" принадлежит на праве собственности гражданину "данные изъяты" ФИО9 (л.д.45-46), который 15 декабря 2021 года выдал доверенность Антия А.Е. и ФИО12 на осуществление действий по продаже квартиры и совершению регистрационных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
2 марта 2022 года административный истец через МФЦ подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, представив следующие документы: договор купли-продажи квартиры в простой письменной форме между Продавцом ФИО10 от имени которого на основании доверенности от 15 декабря 2021 года действует ФИО11 и Покупателем Антия А.Е, датированный 22 декабря 2021 года; квитанцию от 2 марта 2022 года.
Уведомлением государственного регистратора Журавель Т.Т. от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственной регистрации права собственности в отношении названного объекта приостановлено до 15 июня 2022 года на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ. В связи с принятыми дополнительными мерами экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации, заявителю рекомендовано предоставить разрешение, выданное Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно п. "б" ч. 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (л.д. 82).
Во исполнение вышеуказанного решения в виде уведомления о приостановлении осуществления государственной регистрации перехода права собственности, 4 июня 2022 года административным истцом были представлены дополнительные документы: договор купли-продажи с дополнительным соглашениям; информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации; заявление об открытии банковского счёта.
7 июня 2022 года государственным регистратором рассмотрены представленные документы и сформировано уведомление о неустранении причин приостановления. Указано, что в связи с принятыми дополнительными мерами экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации, рекомендуем заявителю для устранения причин препятствующих регистрации, предоставить разрешение, выданное Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, согласно п. "б" ч. 1 Указа "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" 1 марта 2022 года N 81. Вышеуказанный Указ не распространяется на сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества гражданами иностранных государств, совершающих недружественные действия, при условии, что проведение расчетов по таким сделкам осуществляется с использованием счета типа "С", режим которого установлен в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед иностранными кредиторами". При проведении правовой экспертизы, государственным регистратором установлено, что в предъявленном к государственной регистрации договоре отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета типа "С", а так же отсутствует подтверждение о нахождении денежных средств на указанном счете. Рекомендовано устранить указанные замечания. Поскольку на счет типа "С" по решению совета директоров Центрально банка Российской Федерации запрещено внесение наличных средств, то продавец осуществляет зачисление денежных средств на счет типа "С" посредством: счёта эскроу; аккредитива; безналичным путем с любого счёта, открытого в банке; депозита нотариуса. Таким образом, заявителю и было рекомендовано отразить в договоре информацию о порядке зачисления денежных средств на счет типа "С" и предоставить документы, подтверждающие зачисление денежных средств (л.д. 85).
В связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, предусмотренных ст. 26, ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ 15 июня 2022 года вынесено уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что государственный регистратор, установив, что заявителем не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, законно и обоснованно приостановил государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в регистрации права, учитывая истечение срока приостановления государственной регистрации прав.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 2 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ, абз. 3 пп. 5 п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", пп. "а" п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 мая 2022 года N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами", п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для отказа в государственной регистрации права явилось непредставление документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а именно: в представленном на государственную регистрацию договоре купли - продажи отсутствуют сведения о реквизитах банковского счета типа "С", а также документы, подтверждающие зачисление денежных средств.
Пунктом 2 выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 17 марта 2022 года N 12 разрешено резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, отчуждаемое физическим лицом, являющимся иностранным лицом, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, при условии зачисления денежных средств по таким сделкам (операциям) на счет типа "С" в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что покупка недвижимости у иностранного гражданина возможна при условии зачисления денежных средств по сделке на счёт типа "С".
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм и фактических обстоятельств административного дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственный регистратор правомерно указал в оспариваемом решении о необходимости представления документов, подтверждающих зачисление денежных средств по договору купли-продажи квартиры между гражданином Украины и гражданином Российской Федерации на счёт типа "С" в порядке, определённом Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
Поскольку Антия А.Е. был надлежащим образом уведомлен о причинах, препятствующих осуществлению государственной регистрации перехода права собственности, и не устранил в установленный срок данные недостатки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что государственный регистратор Журавель Т.Т. уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ обосновано отказал в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на квартиру.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции находит подтверждение, того, что оспариваемый отказ вынесен в пределах компетенции административного ответчика, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречат закону и не нарушает прав и интересов административного истца.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 31 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 декабря 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 апреля 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Богатых О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.