Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы председателя СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального районов г. Сочи - Головная организация "Гостиничный комплекс "Дагомыс" Вениковой М.М. и заместителя начальника МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю Киперман З.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Макеева Я.Д. об оспаривании решений налогового органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения председателя СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального районов г. Сочи - Головная организация "Гостиничный комплекс "Дагомыс" Вениковой М.М. и представителя по доверенности Джиоевой Б.Н, представителя МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю по доверенности Сураевой М.В, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, представителя Макеева Я.Д. по доверенности Южакова И.В, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макеев Я.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю от 18 марта 2021 года о прекращении полномочий Пехота А.Т. в качестве председателя СНТ "Чаевод" и возложении полномочий на лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени СНТ "Чаевод" на председателя правления - Гутиева И.Г, от 24 декабря 2021 года о реорганизации СНТ "Чаевод" путем выделения и создании СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс", от 24 декабря 2021 года о государственной регистрации СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс".
Просил суд исключить соответствующие сведения из ЕГРЮЛ.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной председателем СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального районов г. Сочи - Головная организация "Гостиничный комплекс "Дагомыс" Вениковой М.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе, поданной заместителем начальника МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю Киперман З.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 22 декабря 2022 года и 6 февраля 2023 года, определениями судьи кассационной инстанции от 23 января и 21 февраля 2023 года, соответственно, с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения председателя СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального районов г. Сочи - Головная организация "Гостиничный комплекс "Дагомыс" Вениковой М.М. и представителя по доверенности Джиоевой Б.Н, представителя МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю по доверенности Сураевой М.В, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, представителя Макеева Я.Д. по доверенности Южакова И.В, полагавшего апелляционное определение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд второй инстанции указал на отсутствие законных оснований для принятия налоговым органом обжалуемых административным истцом решений по заявлениям Гутиева И.Г.
Такой вывод основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2021 года в МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю Гутиевым И.Г. на государственную регистрацию представлен комплект документов вх. N 7514315А, а именно: заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N 13014, подписанное Гутиевым И.Г, подпись которого удостоверена нотариусом Краснодарского нотариального округа Ткаченко М.В.; протокол заседания правления СНТ "Чаевод" от 6 марта 2021 года, приказ СНТ "Чаевод" от 9 марта 2021 года N 1.
По результатам рассмотрения заявления МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю 18 марта 2021 года вынесено решение о прекращении полномочий председателя СНТ "Чаевод" Пехота А.Т. и возложении полномочий на лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени СНТ "Чаевод" на председателя правления - Гутиева И.Г, в реестр внесены сведения о председателе правления СНТ "Чаевод" Гутиеве И.Г.
В МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю 17 декабря 2021 года Гутиевым И.Г. на государственную регистрацию представлен комплект документов вх. N 7576909А, а именно: заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица по форме N Р12016, подписанное Гутиевым И.Г, подпись которого удостоверена нотариусом Сочинского нотариального округа Филипчук Т.А.; устав товарищества; передаточный акт от 19 октября 2021 года, публикация в журнале "Вестник государственной регистрации"; протокол внеочередного общего собрания членов СНТ "Чаевод" от 14 марта 2015 года, протокол общего собрания СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс" от 19 октября 2021 года.
По результатам рассмотрения указанного комплекта документов регистрирующим органом 24 декабря 2021 года принято решение о государственной регистрации СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс", в отношении СНТ "Чаевод" внесены сведения о завершении реорганизации в форме выделения из него другого юридического лица - СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс", а также внесены сведения о создании СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс" путем реорганизации в форме выделения с присвоением последнему ОРГН 1212300073292.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пункту 2 статьи 17 указанного Федерального закона для внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического липа, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма заявления N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ", а также форма заявление N Р12016 "Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица".
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой и руководствующиеся в своей деятельности Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в частности, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Из представленного на государственную регистрацию заявления следует, что заявление по форме N Р13014 оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, содержит удостоверительную надпись нотариуса. Указанная удостоверительная надпись подтверждает подлинность подписи Гутиева И.Г, а также то, что подпись последнего сделана в присутствии нотариуса, личность лица, подписавшего документ, установлена и полномочия лица, подписавшего документ, проверены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно статье 25 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за недостоверность и ложность сведений несут заявители, законом не предусмотрена обязанность регистрирующих органов проверять достоверность сведений.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным закона или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Подпунктом "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Однако, в представленном на государственную регистрацию с комплектом документов заявлении по форме N Р13014 от 11 марта 2021 года, подпись уполномоченного лица - Гутиева И.Г, действовавшего на основании протокола правления СНТ "Чаевод" от 6 марта 2021 года, проверена и удостоверена нотариально.
Административным истцом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о признании в установленном законом порядке недействительным протокола правления СНТ "Чаевод" от 6 марта 2021 года, а также доказательства признания недействительными действий нотариуса при удостоверении подписи Гутиева И.Г, в связи с чем оснований полагать о незаконности принятого налоговым органом решения от 18 марта 2021 года не имеется.
В отношении требований административного истца о признании недействительной реорганизации СНТ "Чаевод" в форме выделения из него юридического лица - СНТ "Объединенное садоводческое товарищество Лазаревского и Центрального Районов города Сочи-головная организация гостиничный комплекс "Дагомыс", установлено следующее.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
Из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2015 по делу N 305-ЭС14-4611, N А41-348/13 следует, что надлежащим способом защиты, обеспечивающим восстановления нарушенных прав, является предъявление требований о признании недействительной самой сделки по реорганизации и о применении последствий ее недействительности, в том числе в виде восстановления в ЕГРЮЛ юридического лица, которое было присоединено с нарушением законодательства, распределения прав и обязанностей возникшего после реорганизации общества, возврата реорганизованным лицам имущества.
Учитывая изложенное следует, что надлежащий способ признания реорганизации СНТ "Чаевод" в виде выделения является признание недействительным решения юридического лица о реорганизации.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ в отношении СНТ "Чаевод" 17 апреля 2015 года внесены сведения о начале процедуры реорганизации, 30 декабря 2015 года внесены сведения об отмене СНТ "Чаевод" своим решением решения о реорганизации.
На основании решения Лазаревского районного суда г. Сочи от 15 сентября 2021 года по делу N 2-2212/2021 регистрирующим органом внесена в ЕГРЮЛ запись от 29 октября 2021 об отмене записи от 30 декабря 2015 года.
Следовательно, поскольку решение о реорганизации СНТ "Чаевод" не признано недействительным, а также административным истцом в материалы дела не представлены доказательства нарушения регистрирующим органом норм материального и процессуального права при принятии решения о государственной регистрации товарищества от 24 декабря 2021 года, оснований для удовлетворения требования в указанной части также не имеется.
Пунктом 6 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).
Административным истцом не указано, какие нормы материального и процессуального права нарушены налоговым органом, и как следствие затрагивают его права и законные интересы, поскольку фактические обстоятельства на которые ссылается Макеев Я.Д. не входят в компетенцию административного ответчика, а сводятся к оспариванию бездействия председателя СНТ "Чаевод" Гутиева И.Г. в период с 18 марта 2021 года по 27 января 2022 года.
В связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований Макеева Я.Д. не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года отменить, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 июля 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 марта 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.