Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Богатых О.П. и Русакова А.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреева В.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия к Андрееву В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - УФНС) обратилось в суд с административным иском, в котором просил взыскать с Андреева В.С. транспортный налог в размере 1912 руб. за 2020 год, пени в размере 385, 32 руб.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 12 172, 81 руб, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 412 руб, на общую сумму 14 882, 13 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично, а именно: с Андреева В.С. в пользу УФНС взысканы: транспортный налог за 2020 год в размере 1 912 руб, пени - 252, 72 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 9 428, 2 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, - 412 руб, всего 12 004, 92 руб. В доход бюджета г. Элисты с Андреева В.С. взыскана государственная пошлина в размере 480, 2 руб.
Дополнительным решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 октября 2022 года в удовлетворении остальной части административных исковых требований УФНС отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2022 года решение от 18 августа 2022 года изменено: в абзаце 2 резолютивной части судебного решения указанную сумму пеней по транспортному налогу в размере "252, 72 руб." заменить на сумму "255, 73 руб."; указанную сумму "12 004, 92 руб." заменить на сумму "12 007, 93 руб.", в абзаце 3 размер взысканной государственной пошлины заменить на сумму 480, 31 руб. В остальной части оставлено решение суда без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20 февраля 2023 года, Андреев В.С. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 17 марта 2023 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Андрееву В.С. на праве собственности принадлежат транспортные средства: с 5 ноября 2020 года - NISSAN TERRANO, VIN N, год выпуска 2020, г/н N 2) с 14 января 2009 года - ПЕЖО 206, VIN N, год выпуска 2008, г/н N с 4 мая 1987 года - ГАЗ-69, год выпуска 1970, г/н N
Поскольку Андреев В.С. является плательщиком транспортного налога, ему было направлено налоговое уведомление N от 1 сентября 2021 года - об уплате не позднее 1 декабря 2021 года транспортного налога за 2020 года в размере 1 912 руб, которое он получил 16 октября 2021 года.
Кроме этого, Андреев В.С. с 26 сентября 2002 года состоит на налоговом учете в качестве адвоката, в связи с чем в силу положений статьи 432 НК РФ на нём лежала обязанность по уплате в срок до 31 декабря каждого из календарных лет страховых взносов за 2017-2020 г.г. на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, а также на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с неуплатой транспортного налога, неполной уплатой страховых взносов и нарушением сроков их уплаты налоговым органом Андрееву В.С. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом были направлены требования: N - об уплате в том числе транспортного налога за 2020 год в размере 1 912 руб.; N - об уплате в том числе пеней за просрочку уплаты транспортного налога - 420, 48 руб.; пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 12 172, 81 руб. и на обязательное медицинское страхование - 412 руб. со сроком исполнения до 15 февраля 2022 года.
Факт направления в установленном налоговым законодательством порядке налоговым органом Андрееву В.С. приведенных выше налогового уведомления, требований, получения их административным ответчиком подтверждается списком заказных писем Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Волгоградской области и Республике Калмыкия N от 29 сентября 2021 года, данными официального сайта АО "Почта России" об отслеживании почтовых отправлений с идентификаторами N (налоговое уведомление) и N (требования).
Ввиду неполного исполнения данных требований 11 апреля 2022 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка N 6 Элистинского судебного района Республики Калмыкия с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2020 года в размере 1 912 руб. и пеней за просрочку уплаты указанного налога - 385, 32 руб.; пеней за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 12 172, 81 руб. и на обязательное медицинское страхование - 412 руб, всего 14 882, 13 руб, на основании которого такой судебный приказ был выдан 15 апреля 2022 года.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 23, 48, 52, 57, 75 НК РФ, исходил из того, что Андреевым В.С. не исполнена обязанность по уплате транспортного налога за 2020 года, пеней за просрочку уплаты указанного налога и страховых взносов, а потому с последнего подлежит взысканию образовавшаяся в связи с этим задолженность.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные действующим законодательством порядок и сроки направления налогового уведомления и соответствующих требований, обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и административным иском налоговым органом соблюдены.
Поскольку часть указанных в административном иске сумм пеней была начислена за просрочку уплаты транспортного налога за 2018 года и страховых взносов за 2019 года, во взыскании которых отказано вступившим в законную силу судебным решением, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их взыскания.
Согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Судом апелляционной инстанции установлено, что взыскание заявленных сумм задолженности, на которое ссылался административный истец, не было предметом рассмотрения по административным делам NN 2а-1319/2021, 2а-72/2022, 2а-1122/2022.
Согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В этой связи при обращении в суд с административным исковым заявлением о взыскании страховых взносов и пеней налоговым органом производится указание "за счетные периоды, начиная с 1 января 2017 года".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в настоящем случае срок исполнения Андреевым В.С. требований NN 64896 и 64450 истек 15 февраля 2022 года, в связи с чем с указанной даты подлежит исчислению установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок, в течение которого у налогового органа имелось право на обращение в суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа 11 апреля 2022 года, связи с чем, судом апелляционной инстанции установлено, что сроки, установленные ст. 48 НК РФ, в части взыскания данного налога административным истцом соблюдены.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что приведенный в налоговом уведомлении N от 1 сентября 2021 года расчет транспортного налога за 2020 года является правильным и соответствует положениям Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2014 года N 79-V-3 "О транспортном налоге".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции допущена ошибка в исчислении взыскиваемого размера пеней просрочку уплаты транспортного налога, указано "252, 72 руб." вместо правильной суммы "255, 73 руб."; общий размер взыскиваемой задолженности ошибочно указан как "12 004, 92 руб." вместо правильной суммы "12 007, 93 руб.", что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об изменении в указанной части обжалуемого судебного акта.
Оснований не соглашаться с данным выводом суда апелляционной инстанции не имеется, так как вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Согласно ч. 3 ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Богатых О.П.
Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.