Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" (третье лицо: Управление образования администрации г. Керчи Республики Крым) о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, по кассационной жалобе администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор г..Керчи Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г..Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г..Керчи Республики Крым "Школа N11" (далее - МБОУ г..Керчи Республики Крым "Школа N 11"), просил обязать администрацию г..Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием МБОУ г..Керчи Республики Крым "Школа N 11" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения системой подачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснащения охранной сигнализацией; обязать МБОУ г..Керчи Республики Крым "Школа N 11" в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения системой подачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право
на создание ведомственной охраны, оснащения охранной сигнализацией.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 5 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2022 года, исковые требования удовлетворены.
На администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 1" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения системой подачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснащения охранной сигнализацией.
На МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" возложена обязанность в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения системой подачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснащения охранной сигнализацией.
В кассационной жалобе администрация г. Керчи Республики Крым оспаривает законность вынесенных по делу судебных постановлений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 сентября 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N1006 "Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", приказа Управления образования администрации г. Керчи Республики Крым N 249 от 2 сентября 2019 года и приказа МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" N 240 от 12 сентября 2019 года, комиссией проведено обследование учреждения - МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N11", расположенного по адресу: "адрес".
По результатам обследования комиссией составлен акт N02/08-25дсп о несоответствии инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта Требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006.
Рекомендовано оснастить объект системой подачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования на 1-ом этаже помещение для охраны.
Сроки осуществления указанных мероприятий, с учетом объема указанных работ и планирования финансирования мероприятий, определены на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В 2021 году прокуратурой г. Керчи Республики Крым была повторно проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, прав и законных интересов детей при организации учебно-воспитательного процесса в МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11", в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.
18 октября 2021 года прокурором г. Керчи Республики Крым в адрес Главы администрации г. Керчи Республики Крым направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму в ряде образовательных учреждений, в том числе о принятии мер к оборудованию МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" сигнализацией, системой подачи тревожных сообщений, привлечении сотрудников охранных организаций.
В письме от 11 января 2022 года по результатам рассмотрения представления в прокуратуру г. Керчи Республики Крым заместителем Главы администрации г. Керчи Республики Крым предоставлен ответ о том, что ходатайства о выделении дополнительных ассигнований на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов неоднократно направлялись в адрес учредителя МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N11", однако имели место нарушения порядка предоставления заявок и обоснований потребностей в бюджетных ассигнованиях на финансирование, что могло стать одной из причин невыполнения мероприятий по антитеррористической защите объекта. Вместе с тем, из указанного письма не усматривается, что в отношении МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" запланированы какие-либо мероприятия, направленные на устранение выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений действующего законодательства.
Указанные в представлении прокурора г. Керчи Республики Крым нарушения законодательства о противодействии терроризму не устранены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие охранной сигнализации, системы подачи тревожных сообщений и охраны МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N 11" с привлечением сотрудников охранных организаций нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа N1" создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
Суд первой инстанции указал, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает администрацию г. Керчи Республики Крым от исполнения возложенных на нее обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей. Кроме того, обращение в Министерство финансов Республики Крым с заявлением о расмотрении вопроса о выделении бюджета муниципального образования городской округ Керчи Республики Крым дотаций не свидетельствуют о выполнении администрацией г. Керчи Республики Крым, как учредителя общеобразовательной организации, требований, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N1006.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Оснований ставить под сомнение выводы судов обеих инстанций суд кассационной инстанции по результатам изучения дела не установил, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применены подлежащие применению нормы материального права, регулирующие спорные отношения, соблюдены требования процессуального закона.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, они получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены судами. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь указывают на несогласие с выводами судов.
Доводы кассатора, аргументированные ссылкой на обстоятельства спора, которым, по мнению заявителя, должна быть дана иная оценка, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление вопросов факта, что согласно положениям части 3 статьи 390 ГПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов суды нижестоящих инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им правовую оценку с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебных актов, судом кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации г. Керчи Республики Крым и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 5 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.