Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Керчи Республики Крым "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" (третье лицо: Управление образования администрации г. Керчи Республики Крым) о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, по кассационной жалобе администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Керчи Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил возложить обязанность на администрацию г. Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" (далее - МБОУ г. Керчи "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка") для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения охранной сигнализацией, охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; возложить обязанность на МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года, исковые требования прокурора г. Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.
На администрацию г. Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБОУ г.Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" возложена обязанность в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В кассационной жалобе администрация г. Керчи Республики Крым просит отменить вынесенные судебные постановления по мотиву их незаконности ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года, согласно которой в обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Указывает, что отсутствие межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации на мероприятия для обеспечения охраны образовательных учреждений путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов, не возлагает на органы местного самоуправления обязанности осуществлять расходы на указанные цели за счет местного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, для проверки соответствия Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006, прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка в МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка", в ходе которой установлено, что данным учреждением требования по антитеррористической защищенности объектов образования не выполнены.
Рекомендовано оснастить МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Сроки осуществления указанных мероприятий, с учетом объема работ и планирования финансирования, определены на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В соответствии с разделом VI Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 года, начальником Управления образования администрации г. Керчи Республики Крым 26 ноября 2019 года утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения, согласно которому МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка"" относится к третьей категории опасности объекта.
В 2021 году прокуратурой г. Керчи Республики Крым проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, об образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений администрации г. Керчи Республики Крым, по результатам которой установлено, что в МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" требования по антитеррористической защищенности объекта образования выполнены не в полном объеме.
18 октября 2021 года прокурором г. Керчи Республики Крым в адрес Главы администрации г. Керчи Республики Крым направлено представление об устранении выявленных нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона в сфере антитеррористической безопасности. Указанное представление рассмотрено 26 ноября 2021 года, по результатам проверки и выявленных нарушений виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Указано, что в МБОУ г. Керчи РК "Специализированная школа N 1 с углубленным изучением английского языка" разработана проектно-сметная документация на проведение установки охранной сигнализации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных учреждений, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку осуществление деятельности учреждения образования при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Доказательств добровольного исполнения ответчиками требований безопасности в необходимом объеме суду не представлено.
Суд первой инстанции указал, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает администрацию г. Керчи Республики Крым от исполнения возложенных на нее обязанностей, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе администрации г.Керчи Республики Крым доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; нормы материального права применены правильно; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.