Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Керчи Республики Крым к администрации города Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка" о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав прокурора отдела управления Генерального управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Керчи Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Керчи Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка" (далее - МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка") о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2022 года исковые требования прокурора города Керчи Республики Крым удовлетворены.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка" для обеспечения антитеррористической защищенности путем оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка" возложена обязанность в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией; обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения сотрудников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Керчи Республики Крым ставит вопрос об отмене решения Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года по мотиву их незаконности и необоснованности.
Заявитель ссылается на то, что отсутствие межбюджетных трансфертов из бюджета Российской Федерации на мероприятия для обеспечения охраны образовательных учреждений путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, не возлагает на органы местного самоуправления обязанности осуществлять расходы на указанные цели за счет местного бюджета. Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности обучающих во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность должны выполняться за счет денежных средств федерального и республиканского бюджета.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Базовым нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере образования является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации. Охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, закреплено, что в зданиях, в том числе и в образовательных организаций, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановления Правительства Российской Федерации N 1006 от 02 августа 2019 года утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости указанных объектов, в соответствии с пунктом 27 которых в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий) отнесённых к I - IV категории опасности.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка" является муниципальным, бюджетным, общеобразовательным учреждением, учредителем, которого является муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем.
20 сентября 2019 года Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта произведено обследование корпуса N2 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Горького, д.17, на предмет соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" по результатам которого составлен Акт обследования и категорирования объекта, утвержденный председателем комиссии 02 октября 2019 года, в соответствии с выводами которого корпусу N2 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка", расположенному по адресу; Республика Крым, г. Керчь, ул. Горького, д.17, установлена 3 категория в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006, установлено, что инженерно-техническая укрепленность и антитеррористическая защищенность объекта не соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006.
Даны следующие рекомендации: оснастить объект (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект (территорию) системой охранной сигнализации; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
20 сентября 2019 года Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объекта произведено обследование корпуса N1 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N37 "Золотая рыбка", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, пер. Портовый 3-й, д.11, на предмет соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" по результатам которого составлен Акт обследования и категорирования объекта, утвержденный председателем комиссии 02 октября 2019 года, в соответствии с выводами которого корпусу N1 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка", расположенному по адресу: Республика Крым, г. Керчь, пер. Портовый 3-й, д.11, установлена 3 категория в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006, установлено, что инженерно-техническая укрепленность и антитеррористическая защищенность объекта не соответствует требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N1006.
13 декабря 2019 года начальником Управления образования Администрации города Керчи Республики Крым утвержден паспорт безопасности корпуса N1 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, пер. Портовый 3-й, д. 11, установлена 3 категория опасности объекта (территории), срок действия паспорта до 29 октября 2024 года.
13 декабря 2019 года начальником Управления образования Администрации города Керчи Республики Крым утвержден паспорт безопасности корпуса N 2 МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Горького, д.17, установлена 3 категория опасности объекта (территории), срок действия паспорта до 29 октября 2024 года.
Прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка".
Установлено, что МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка" не оборудовано охранной сигнализацией. В МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка" ее обеспечена охрана образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Рекомендовано оснастить МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка" (территорию) системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии, оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить объект (территорию) системой охранной сигнализации; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В 2021 году прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена повторная проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальных образовательных учреждениях, по результатам которой установлено, что в МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка" не в полном объеме выполнены требования по антитеррористической защищенности объекта образования.
18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым в адрес Главы администрации города Керчи вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В нарушение пунктов 17, 18, 20 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования, в полном объеме не приняты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
При этом, разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что выполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению террористической защищенности является обязанностью органа местного управления, как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных учреждений.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
С выводами судов нижестоящих инстанций судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения, мотивированно отклонены со ссылками на нормы права, подлежащие применению.
Отклоняя доводы ответчика о том, что федеральное законодательство, законы субъекта Российской Федерации и акты муниципального образования не содержат обязанности финансировать мероприятия, предусматривающие охрану здоровья, судебная коллегия нижестоящего суда указала на то, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МБДОУ города Керчи Республики Крым "Детский сад комбинированного вида N 37 "Золотая рыбка", обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Осуществление деятельности учреждения в отсутствие охранной сигнализации, а также в отсутствие охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи О.Н. Иванова
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.