Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования г. Краснодар к ФИО1 о сносе самовольной постройки, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав представителя ФИО1 - Иштокина А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования г. ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства - нежилого строения (хозяйственной постройки) с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 85, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании судебной неустойки.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2022 года решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 23 декабря 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приведены доводы искового заявления и указано на то, что использование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" в коммерческих целях не допускается в силу закона. Кассатор указывает, что до начала строительства либо в ходе его осуществления ответчиком не предпринимались меры для легализации спорного строения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", а также расположенное на нем нежилое строение (хозяйственная постройка) с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 85, 5 кв.м, находящиеся по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, регистрационные записи от 1 июня 2018 года N; от ДД.ММ.ГГГГ N.
B результате обследования указанного земельного участка муниципальным инспектором по земельному контролю главным специалистом сектора по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара отдела комплексных проверок управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что на частично огороженном земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", расположено строение с кадастровым номером "данные изъяты", используемое для размещения продуктового магазина "Магазин у дачи", возведенное без разрешительной документации и не в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны в части основных видов разрешенного использования.
По информации департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 31 августа 2020 года N 11235/29 рассматриваемый земельный участок расположен в зоне садоводческих товариществ (СХ.1). Разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не выдавались.
Согласно письму администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 27 августа 2020 года N 6276/44 в администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара информация о выдаче разрешения на строительство или иной разрешительной документации по указанному адресу отсутствует.
Согласно письму департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар от 10 сентября 2020 года N 11707/25 межведомственная комиссия администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда решений о переводе жилых помещений, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в нежилые (жилые) помещения до настоящего времени не принимала.
В рамках рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции проведена экспертиза, производство которой поручено ООО "КраснодарЭкспертЦентр", представившему заключение N 0023/21 от 30 сентября 2021 года, согласно выводам которого на момент проведения обследования, объект исследования с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", по своему фактическому назначению является нежилым зданием, которое эксплуатируется для хранения хозяйственного инвентаря - хозяйственная постройка.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании постройки самовольной и ее сносе, суд первой инстанции указал, что в отношении спорного объекта - нежилого строения (хозяйственной постройки) присутствуют признаки самовольной постройки, а именно объект возведен без разрешительной документации на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признала вывод суда первой инстанции преждевременным, поскольку судом не был исследован вопрос о наличии существенных нарушений строительных норм и правил при возведении объекта, возможности сохранения постройки, нарушении прав и законных интересов третьих лиц, включая администрацию муниципального образования г. Краснодар.
В статье 209 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3).
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
На основании пункта 2 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 26 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар - застройка земельных участков осуществляется на основании разрешения на строительство, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в строгом соответствии с градостроительным планом земельного участка и требованиями технических регламентов.
На основании пункта 5 статьи 8, статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 статьи 28 Правил землепользования и застройки г. Краснодар, выдача разрешений на строительство отнесена к компетенции органа местного самоуправления, то есть администрации муниципального образования г. Краснодар, при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка и проектной документации.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено понятие "хозяйственные постройки" - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Для правильного и всестороннего рассмотрения дела судом апелляционной инстанции была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "Прайм Консалтинг", представившему заключение N 130722-01, согласно выводам которого на основании проведенных исследований, экспертом установлено, что объект с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 85, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", обладает признаками объекта вспомогательного назначения по отношению к возводимому жилому дому на участке, на момент проведения осмотра спорное строение в коммерческих целях не использовалось. Спорное строение соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил, правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар; не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не затрагивает права третьих лиц.
Судом апелляционной инстанции была учтена позиция Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которая заключается в том, что снос недвижимого имущества является крайней мерой, поскольку устранение последствий нарушения прав должно быть соразмерно самому нарушению и не может нарушать права лица - собственника такого строения либо третьих лиц, а поэтому по смыслу закона, такая мера может быть применена только в случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и эти нарушения являются неустранимыми и существенными.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 209, 222, 263 Гражданского кодекса РФ, 42, 85 Земельного кодекса РФ, 51.1 Градостроительного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку возведенное нежилое строение, площадью 85, 5 кв.м, не отвечает признакам самовольной постройки. Для возведения нежилого объекта - хозяйственной постройки разрешение на строительство не требуется, застройщиком соблюдены строительные нормы и правила, а также назначение земельного участка. Доказательства того, что возводимое строение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, администрацией муниципального образования г. Краснодара не представлены.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции верно определилпредмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.