Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о признании решения незаконным по кассационной жалобе ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 03.08.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
Уста новила:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Астраханской области), в котором с учетом уточнения исковых требований признать решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском ясли-саду N п. Степной в льготном исчислении как один год работы за год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Красноярской центральной районной больнице в льготном исчислении как один год работы за год и три месяца: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены частично. Решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N частично признано незаконным. На ответчика возложена обязанность по включению в подсчет специального стажа истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском ясли-саду N п. Степной в льготном исчислении как один год работы за год и три месяца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Красноярской центральной районной больнице в льготном исчислении как один год работы за год и три месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении. ФИО3 назначена досрочная страховая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части включения в подсчет специального стажа ФИО3 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском ясли-саду N п. Степной в льготном исчислении как один год работы за год и три месяца и назначении ФИО3 досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. В отмененной части по делу принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе ФИО3 просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 02.01.1995 ФИО3 находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1, 5 лет и после декретного отпуска по уходу за ребенком истец вышла на работу в то же учреждение, в котором работала до ухода в декретный отпуск, в той же должности, с теми же обязанностями. В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском ясли-саду N п. Степной ФИО3 выполняла те же обязанности, что и до ухода в декретный отпуск, то есть до ДД.ММ.ГГГГ соответственно указанный период необходимо включить в подсчет специального стажа ФИО3
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО3 с 1989 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. На момент обращения в пенсионный орган ее специальный стаж составил 21 год 3 месяца 4 дня. Из подсчета специального стажа исключены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в детском ясли-саду N п. Степной, так как организация "Детский ясли-сад" не поименована номенклатурой учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку имеет место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные действующим законодательством; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в Красноярской центральной районной больнице в связи с отсутствием сведений о льготном характере работ в объеме полной ставки.
Установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла трудовую деятельность в детском ясли-саду N п. Степной в должности старшей медсестры.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования о включении в подсчет ее специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1:1.3), суд первой инстанции согласился с доводами иска поскольку спорный период подлежит включению в подсчет льготного стажа истца ввиду того, что истец работая в данной должности, занимался непосредственно оказанием медицинской помощи, работа в указанной должности относится к Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установив, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в соответствии с которым был включен специальный стаж истца судом первой инстанции, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, следовательно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N, трудовая деятельность в должности медицинской сестры в образовательных учреждениях в оспариваемый период не подлежит включению в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
С данными выводами суда апелляционной инстанции соглашается судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 названной нормы).
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение, о чем указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N-О от ДД.ММ.ГГГГ.
В стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; за периоды с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии со Списком должностей и учреждений и с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем втором пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца.
В силу п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и три месяца.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, врачам и другим работникам здравоохранения при стаже по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах назначалась пенсия за выслугу лет. При этом в подсчет такого стажа включалась работа в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных ясли-сад.
Вместе с тем, указанный правовой акт утратил силу с 1 октября 1993 года, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, следовательно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, трудовая деятельность в должности медицинской сестры в образовательных учреждениях в оспариваемый период не подлежит включению в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Не поименованы такие виды учреждений и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 03.08.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.