Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконными действия по прекращению выплаты пенсии, восстановлении права на получение пенсии по инвалидности, выплате страховой пенсии по инвалидности, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.10.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя ФИО1 по доверенности и ордеру - адвоката ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю), в котором просил признать действия ответчика по прекращению выплаты пенсии, незаконными; восстановить право на получение пенсии по инвалидности и обязать ответчика возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности; обязать ответчика произвести выплату страховой пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с учетом всех начислений и индексаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21.06.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признаны действия ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю по прекращению выплаты пенсии ФИО1 незаконными. Восстановлено право на получение пенсии по инвалидности ФИО1 и обязано ГУ - ОПФ РФ по Краснодарскому краю возобновить выплату страховой пенсии по инвалидности. Суд обязал ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю произвести выплату страховой пенсии по инвалидности ФИО1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с учетом всех начислений и индексаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами неверно дана оценка доказательствам по делу, в том числе отсутствию доказательств присвоения истцу инвалидности бессрочно. Указывает на неверное применение судами норм законодательства о порядке присвоения инвалидности.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности и ордеру - адвокат ФИО4 возражает относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена 2 группа инвалидности по причине "общее заболевание", бессрочно и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он получал пенсию по инвалидности, с учетом трудовой деятельности.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю в городе Сочи принято распоряжение о приостановлении (прекращении) выплаты ему пенсии в размере 8 255, 77 руб. и ежемесячной выплаты в размере 2 701, 62 руб. В ходе выяснений обстоятельств, было сообщено, что выплату пенсии приостановили в связи с утратой пенсионного дела.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении пенсии - страховой пенсии по старости в отношении ФИО1 Также принято решение произвести перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, после поступления ответов на запросы, произвести расчет пенсии с даты первоначального назначения.
Распоряжением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи Краснодарского края от 18.12.2019 ФИО1 возобновлена ежемесячная выплата пенсии по категории инвалид 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере 2 701, 82 руб.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ выплаты пенсии вновь были приостановлены, принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты по категории - инвалиды (2 группа), в связи с поступившим ответом из ГБ МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что экспертно-медицинское дело ФИО1 за 2003 год уничтожено на основании акта N от ДД.ММ.ГГГГ, но согласно книге протоколов заседаний ГУ "Краснодарское межрайонное бюро медико-социальной экспертизы для больных туберкулезом N ДД.ММ.ГГГГ год, ФИО1 впервые освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ, ему установлена 2 группа по причине "общее заболевание" сроком на 1 год, до 04.2004.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи ФИО5 было подано заявление в УВД по городу Сочи. Согласно которого ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ (протоколом N, акт N), на основании которого была установлена 2 группа инвалидности по причине "общее заболевание" сроком на 1 год (до 04.2004). Сведения, указанные в справке МСЭ-2001 N, выданной ГБ МСЭ для больных туберкулезом N от ДД.ММ.ГГГГ не подтвердились. Таким образом, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были неправомерно выплачены денежные средства в сумме 1 294 997, 05 руб, чем причинен ущерб бюджету Российской Федерации.
В рамках рассмотрения данного заявления СУ УВД по городу Сочи ГУ России по Краснодарскому краю, проводилась доследственная проверка, по результатам которой принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его дейст-виях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ.
Кроме того, из данного постановления следует, что у ФИО5 также отсутствует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ, так как она добросовестно заблуждалась в правовой оценке события.
ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего следователя по особо важным делам отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции Центрального района СУ УВД по городу Сочи ГУ России по Краснодарскому краю, капитана юстиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1, по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, отменено.
Старшим следователем по особо важным делам отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции Центрального района СУ УВД по городу Сочи ГУ России по Краснодарскому краю, капитаном юстиции ФИО6 истребовано пенсионное дело N, направлены запросы, получены ответы на запросы, получены объяснения ФИО7 (работает ФКУ ГБ МСЭ по Краснодарскому краю), ФИО8, ФИО1, ФИО5
В ходе проведения проверки достоверно установлено, что истец в установленном законом порядке был освидетельствован в ГУ "Краснодарское межрайонное бюро медико-социальной экспертизы для больных туберкулезом N" и ему установлена 2 группа инвалидности по причине "общее заболевание", также ФИО1 выдана справка МСЭ-2001 N, о чем имеется информация в реестре архивной информации "Информационном ресурсе для загрузки архивной информации по инвалидам". Более того, сведения о нем выгружены в Федеральный реестр инвалидов. Достоверно установлено, что запись в книге протоколов заседаний МСЭ ГУ "Краснодарское межрайонное бюро медико-социальной экспертизы для больных туберкулезом N" о том, что ФИО1 назначена инвалидность сроком на 1 год сделана ошибочно, в связи с тем, что в реестре архивной информации имеются сведения о назначении ему, ФИО1 инвалидности сроком бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем по особо важным делам отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории отдела полиции Центрального района СУ УВД по городу Сочи ГУ России по Краснодарскому краю, капитаном юстиции ФИО9, при рассмотрении материала проверки, зарегистрированного в КУСП N от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи ФИО5, по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ.
На постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи была подана жалоба в прокуратуру Центрального района города Сочи, где была проведена проверка законности и обоснованности принятого постановления, по результатам которой было отказано в удовлетворении жалобы, в виду его законности.
Поскольку следствием достоверно был установлен факт законности и правомерности начислений и получения пенсии, а также и то, что представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации заблуждалась в правовой оценке события, то ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с требованием о возобновлении пенсионных начислений.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано, поскольку, как указал ответчик, отказ в возбуждении уголовного дела в данном случае, не является основанием для возобновления выплаты пенсии и ЕДВ, поскольку обращение по факту возможных противоправных действий в УВД города Сочи было направлено на установление причастности ФИО1 к предоставлению недостоверных сведений о сроке, на который была установлена инвалидность, а не на предмет достоверности сведений о сроке инвалидности, указанном в Протоколе заседаний МСЭ. Сведения о сроке инвалидности "бессрочно", имеющиеся в Информационном ресурсе для архивной информации по инвалидам, сформированные в 2017 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку до настоящего времени не установлено на основании каких первичных документов, когда и кем они были туда внесены. В связи с вышеизложенным, оснований для возобновления выплаты ФИО1 пенсии по инвалидности не имеется.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что действия пенсионного органа по прекращению выплаты страховой пенсии по инвалидности ФИО1 в отсутствие в пенсионном деле сведений о наличии для этого предусмотренных законом оснований привели к лишению ФИО1, являющегося инвалидом II группы, источника средств к существованию, что свидетельствует о недопустимом подходе пенсионного органа к выполнению возложенной на него социально значимой функции по государственному пенсионному обеспечению граждан.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.12 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N310н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (п.24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (п.15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (п. 36).
Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной системы, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций в соответствии с порядком информационного взаимодействия, указанным в п.19(3) названных Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам - на бумажном носителе (п. 37(1) Правил признания лица инвалидом).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Статьей 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов, в который подлежат включению в том числе сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), о производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.2 ст.5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов (ч. 8 ст. 5.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Исходя из вышеизложенных норм права, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы с выдачей справки, подтверждающей факт установления инвалидности, является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ст. 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), ежемесячная денежная выплата инвалидам (ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (ст. 27, 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Положениями ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила выплаты пенсий).
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсия", либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (п. 77 Правил выплаты пенсий).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 N 10-П).
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии по инвалидности, которая была назначена гражданину на основании решения учреждения МСЭ о признании такого гражданина инвалидом, оформленного справкой об установлении инвалидности, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке (в административном или в судебном порядке) недействительной выданной такому гражданину учреждением МСЭ справки об установлении инвалидности либо в случае подтверждения в установленном законом порядке недействительности содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений о таком гражданине как инвалиде. Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину страховой пенсии по инвалидности, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, не может служить основанием для прекращения выплаты гражданину страховой пенсии по инвалидности.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.