Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой С.В, Борисова И.С, Борисова Д.И, Борисова В.И, Яровой Г.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к администрации муниципального образования Туапсинский район о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Борисовой С.В, Борисова И.С, Борисова Д.И, Борисова В.И. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года и дополнительное решение Туапсинского районного суда от 24 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Туапсинский район - Кисилева А.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Борисова С.В, Борисов И.С, Борисов Д.И, Борисов В.И, Яровая Е.В, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация МО Туапсинский район, администрация) о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают по адресу: "адрес". В результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории Туапсинского района 05 июля 2021 года, жилому помещению и находящемуся в нем имуществу причинен ущерб. На момент наводнения они не были зарегистрированы по вышеуказанному адресу.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили суд признать за ними право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года, с учетом дополнительного решения Туапсинского районного суда от 24 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года и дополнительное решение Туапсинского районного суда от 24 мая 2022 года остановлены без изменения.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Просят направить дело на новое рассмотрение Туапсинский районный суд в ином составе судей.
В возражениях представитель администрации МО Туапсинский район по доверенности Дзюба Е.А. полагал решение суда первой инстанции, с учетом дополнительного решения, и апелляционное определение законными и обоснованными, и не подлежащими отмене по доводам кассационной жалобы истцов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Туапсинский район - Кисилева А.Н, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, 05 июля 2021 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное происшествие - подтопление.
Постановлением администрации от 05 июля 2021 года N 1015 "О введении режима функционирования Туапсинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края "Чрезвычайная ситуация" введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории МО Туапсинский район.
Постановлением администрации МО Туапсинский район от 06 июля 2021 года N1017 утвержден Порядок оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории МО Туапсинский район, согласно которому граждане РФ, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека, единовременную финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 (сто тысяч) рублей на человека.
В соответствии с Постановлением администрации МО Туапсинский район от 06 июля 2021 года N1017, необходимым условием предоставления мер социальной поддержки является постоянное проживание в жилом доме, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.
В выписке из ЕГРН указано, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором проживают истцы и собственником которого является Борисова С.В, зарегистрировано 30 ноября 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что согласно представленным документам, постоянное проживание и регистрация заявителей в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации не подтверждено, и учитывая, что право граждан Российской Федерации на получение мер социальной поддержки в виде денежных выплат возникает при условии постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшим в зону природного события, и регистрации в указанном помещении, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для оказания истцам материальной помощи в связи с утратой имущества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на верном применении норм материального права.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, администрацией муниципального образования Туапсинский район принят Порядок оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N1017.
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N 1017, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека и финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
При этом для получения единовременной материальной помощи обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 3 Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N1017).
Для получения финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости обязательным является одновременное наличие следующих составляющих: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином части или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из вышеизложенного следует, что обязательными условиями для включения граждан в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, прошедшими на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года, помимо прочего, является постоянное проживание в месте подтопления и регистрация в нем.
С целью реализации Порядка оказания единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории муниципального образования Туапсинский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N 1017, на основании постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 6 июля 2021 года N 1018 "О проведении обследования жилых домов, попавших в зону чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями на территории муниципального образования Туапсинский район 5 июля 2021 года" созданы выездные комиссии по проведению обследования жилых домов (помещений) поврежденных (разрушенных) в результате чрезвычайной ситуации и обследованию утраченного имущества для дальнейшего составления заключения об установлении фактов нарушений условий жизнедеятельности и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не представлено бесспорных и надлежащих доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", которое пострадало в результате обильных осадков, имевших место 05 июля 2021 года, при этом временное проживание истцов без регистрации не может быть признано местом их постоянного проживания.
Кроме того, судами принято во внимание, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором проживают истцы и собственником которого является Борисова С.В, зарегистрировано 30 ноября 2021 года, то есть после случившегося 05 июля 2021 года чрезвычайного события.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций, учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, при рассмотрении доводов жалобы судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истцов в суде первой инстанции и были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2021 года и дополнительное решение Туапсинского районного суда от 24 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисовой С.В, Борисова И.С, Борисова Д.И, Борисова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.