Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Губаревой С.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доровского С.В. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 10 января 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Доровский С.В. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее ГУ ОПФ РФ по Краснодарскому краю) в котором просил периоды с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. службы по призыву и с 14 августа 1997 г. по 15 февраля 1999 г. военной службы по контракту включить в страховой стаж; обязать ответчика применить для истца Доровского С.В. досрочное назначение пенсии по старости.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил период с 14 августа 1997 г. по 15 февраля 1999 г. признать работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обязать ответчика включить период с 14 августа 1997 г. по 15 февраля 1999 г. в специальных стаж Доровского С.В. От остальных требований отказался (л. д. 62).
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 июля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Доровского С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признано решение ГУ Отделение ПФР по Краснодарскому краю об отказе в установлении пенсии N220000090026/123160/22 от 17 февраля 2022 г. незаконным. Обязано ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии период службы по призыву Доровского С.В. с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г.
Обязано ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю назначить Доровскому С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с даты возникновения права.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение в части в части обязании включить в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда период службы по призыву с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. и назначения досрочной пенсии с даты возникновения права, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает, что в соответствии с имеющимися документами страховой стаж Доровского С.В. составляет 28 лет 08 месяцев 17 дней. Работа в районах Крайнего Севера составила 14 лет 05 месяцев 24 дня. Период с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. службы в органах МВД РФ не может быть включен период стаж, как работа в районе Крайнего Севера (РКС), поскольку суммирование иных периодов, включая приравненную к военной службу, и стажа работы на Крайнем Севере в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Работа с тяжелыми условиями труда составила: 10 лет 11 месяцев 20 дней. Период с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. в стаж как работа в районе Крайнего Севера (РКС) не может быть включен период службы по призыву. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Рассматривая заявленные требования о включении периода военной службы в специальный стаж истца, судебной коллегией неверно установлено, что Доровский С.В. не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера. Согласно трудовой книжке, истец после периода военной службы был трудоустроен и работал с тяжелыми условиями труда (Список 2) РКС по истечению трех месяцев после увольнения с военной службы, а именно с 23 марта 1992 г, что составляет 3 месяца 6 дней.
Согласно Постановлению засчитывается в специальный стаж срочная военная служба в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в том случае, если сама служба протекала в РКС или МКС, данный факт должен подтверждаться справкой из архива Министерства обороны Российской Федерации. Указанный документ суду представлен не был. Более того, согласно информации находящийся в свободном доступе интернете военная часть N 12652, где служил истец, находится в г. Чита, который не относится к районам Крайнего Севера либо к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера. Так же военная часть N 57307, где служил истец, находится в Монголии, в г. Чайболсан, который, не относится к районам Крайнего Севера либо к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера.
По мнению пенсионного органа, судом второй инстанции сделан ошибочный вывод, что Доровский С.В. проходил службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что Доровский С.В, 1 марта 1971 года рождения, 3 февраля 2022 г. обратился в УПФР в г. Сочи Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Отделение ПФР по Краснодарскому краю от 17 февраля 2022 г. в праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости Доровскому С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа в районах Крайнего Севера календарно 15 лет.
Пенсионным органом не приняты к зачету в стаж в районе Крайнего Севера (РКС) период службы по призыву Доровского С.В. с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. и период службы по контракту в органах МВД с 14 августа 1997 г. по 15 февраля 1999 г.
Так, согласно статье 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 указанного Федерального закона).
В соответствии с имеющимися документами страховой стаж Доровского С.В. составил 28 лет 08 месяцев 17 дней. Работа в районах Крайнего Севера составила: 14 лет 05 месяцев 24 дня. Работа с тяжелыми условиями труда составила: 10 лет 11 месяцев 20 дней.
При этом суммирование иных периодов, включая приравненную к военной службу, и стажа работы на Крайнем Севере в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Доровской С.В. считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, что послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции. Руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, судебная коллегия пришла к выводу, что Доровский С.В. проходил срочную военную службу в районе Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, в связи с чем период службы по призыву Доровского С.В. с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. подлежит зачету в специальный стаж.
Данный вывод суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает преждевременным, не основанным на материалах гражданского дела, по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно пункта 6 статьи 32 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 указанной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии; периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В период службы истца, имевшей место с 1989 по 1991 год, действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
В соответствии со статьей 8 названного Закона право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 1 марта 1960 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", который в подпункте "д" пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 1 января 1968 г. введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" принято постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Из анализа норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства судебной коллегией апелляционного суда был сделан верный вывод о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11, так и Положение от 3 августа 1972 г. N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 3 августа 1972 г. N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Как следует из трудовой книжки истца, в период с 3 декабря 1989 г. по 21 декабря 1991 г. Доровский С.В. проходил службу в Советской Армии (л. д. 12).
При этом отказывая в удовлетворении заявления Доровского С.В. о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, пенсионный орган указал период службы по призыву с 3 декабря 1989 г. по 17 декабря 1991 г. (л. д. 34, оборотная сторона).
Согласно трудовой книжки истца, 23 марта 1992 г. он принят машинистом бульдозера пятого разряда на Куранахскую золотоискательную фабрику (район Крайнего Севера, п. Н-Куранах ЯАССР) (л. д. 13).
Включая период службы в рядах Советской Армии в специальный стаж истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что служба в армии проходила в районах Крайнего Севера, и он в течение трех месяцев поступил на работу в район Крайнего Севера либо в местность, приравненную к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что военная служба истца по призыву проходила в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в материалах дела не имеется. Сторонами соответствующие доказательства в материалы дела не представлялись, судами не истребовались, необходимость их предоставления не разъяснялась.
Из доводов кассационной жалобы ответчика следует, что истец определенный период проходил службу в г. Чита, что не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР" Читинская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Между тем, в период службы истца действовало Постановление Совмина СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029), согласно которому ряд районов Читинской области приравнены к районам Крайнего Севера, а именно: Каларский, Тугиро-Олекминский и Тунгокоченский.
Поскольку сведения о месте прохождения службы Доровского С.В. в рядах Советской Армии в материалах дела отсутствуют, проверить доводы кассационной жалобы ответчика в данной части не представляется возможным, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 ноября 2022 г. подлежит отмене.
Кроме того, заслуживают внимания и подлежат проверке доводы ответчика относительно того, что Доровский С.В. был трудоустроен и работал с тяжелыми условиями труда по истечению трех месяцев после увольнения из армии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установилтакие юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства как одновременное наличие либо отсутствие следующих условий, необходимых для включения спорного периода службы в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: прохождение военной службы по призыву в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины или военного строителя, прохождение службы в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, длительность перерыва между увольнением с военной службы по призыву (начиная с 1968 года) и работой не более 3 месяцев, отнесение территории, где осуществлялась работа, на дату зачисления на работу после окончания военной службы по призыву к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, поступление на вышеуказанную работу до 1 января 1992 года.
С учетом изложенного имеются основания для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 ноября 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.