Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника Котовой С.Ф., действующей в интересах Хасанова С.К. на основании ордера, на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 18 октября 2018 г., вынесенное в отношении Хасанова Саидахмада Казоковича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 18 октября 2018 г. Хасанов С.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Указанное постановление в порядке ст. 30.6 КоАП РФ не обжаловалось и вступило в законную силу.
В жалобе защитник Котова С.Ф. просит изменить постановление суда, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 17 октября 2018 г. в 12 час. 30 мин. в ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия по адресу: г. Красноярск, пр-т Красноярский рабочий, д. 10 на территории рынка " "данные изъяты"" при проверке документов выявлен гражданин Республики "адрес" Хасанов С.К, у которого отсутствуют документы, дающие право на законное пребывание в Российской Федерации. Установлено, что Хасанов С.К. прибыл на территорию Российской Федерации 5 июня 2015 г, в период с 23 октября 2017 г. по 19 января 2018 г. поставлен на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: "адрес". По истечению срока пребывания своевременно с заявлением о продлении срока пребывания в соответствующий орган на территории Российской Федерации не обратился, на миграционном учете не состоит. В настоящее время у Хасанова С.К. отсутствуют законные основания пребывания в Российской Федерации, самостоятельных мер к выезду за пределы Российской Федерации не предпринимает, пребывает на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, предусмотренного ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ, уклоняется от выезда с территории Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом об административном задержании, рапортом должностного лица, паспортом иностранного гражданина, миграционной картой, сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ, данными об иностранном гражданине и иными материалами дела.
Действия Хасанова С.К. обоснованно были квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.18 КоАП РФ.
В соответствии с статьей 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
По общему правилу при въезде в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства в пункте пропуска через государственную границу РФ должны предъявить должностному лицу органа пограничного контроля заполненную миграционную карту (п. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 3 ст. 30 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).
Форма миграционной карты и порядок ее использования установлены Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте".
Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания.
На иностранного гражданина возлагается обязанность предъявления миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через Государственную границу должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию.
Факт въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации является основанием для постановки на миграционный учет. Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через границу РФ в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина.
Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок постановки на миграционный учет, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
По истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Из представленных документов следует, что временно пребывающий на территории Российской Федерации гражданин Республики "адрес" Хасанов С.К. по истечении срока законного пребывания на территории Российской Федерации 19 января 2018 г. не принял мер по урегулированию своего правового статуса и продлению нахождения на миграционном учете, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении указанного законного срока пребывания, чем нарушил требования ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого постановления, либо изменения назначенного Хасанову С.К. административного наказания, не имеется.
Постановление о привлечении Хасанова С.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного, конкретные обстоятельства дела, в связи с чем судья пришел к правильному выводу о назначении наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Поскольку Хасанов С.К. длительное время находился на территории России без законных оснований, умышленно нарушил режим пребывания в стране, не выехал после истечения установленного срока пребывания в Российской Федерации, суд правильно определилнаказание в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного выезда не противоречит действующему законодательству, в том числе с учетом правовых позиций, изложенных в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации.
По настоящему делу назначенное наказание за совершенное административное правонарушение основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Хасанову С.К. указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
По настоящему делу положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. N 5-П судом при рассмотрении дела не нарушены.
Из материалов дела следует, что Хасанов С.К. с января 2018 года длительное время пребывал на территории Российской Федерации без соответствующих документов, при этом каких-либо мер для узаконения своего пребывания (проживания) не принимал.
Ссылка заявителя на то, что на территории России на момент вынесения постановления он проживал с ФИО4, с которой в последующем заключил брак, а также то, что у него на иждивении находятся "данные изъяты" от второго брака, являющихся гражданами Российской Федерации, основанием для отмены принятых судебных актов не является. Представленные заявителем копия свидетельства о заключении брака и копии свидетельств о рождении "данные изъяты", установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, не опровергают, и вопреки доводам жалобы не свидетельствуют о возникновении устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации. Представленные в материалы дела копии свидетельств о регистрации по месту жительства "данные изъяты" не подтверждают доводов жалобы о возникновении у Хасанова С.К. устойчивых семейных связей.
Кроме того, брак между Хасановым С.К. и ФИО4 заключен в январе 2023 года, то есть спустя более четырех лет после привлечения Хасанова С.К. к административной ответственности. При этом необходимо принять во внимание, что объективных данных, свидетельствующих о том, что Хасанов С.К. совместно проживает с ФИО4 - гражданкой Российской Федерации и их "данные изъяты" в составе одной семьи, не имеется.
Вместе с тем, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о виновности Хасанова С.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции названной статьи правильно, оснований для изменения назначенного наказания при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 18 октября 2018 г, вынесенное в отношении Хасанова Саидахмада Казоковича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Котовой С.Ф. - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.