Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") Волкова А.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору от 09 сентября 2022 г. N 2-8-18-114, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 октября 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г., вынесенные в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору от 09 сентября 2022 г. N 2-8-18-114, оставленным без изменения решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 октября 2022 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г, ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе защитник ОАО "РЖД" Волков А.В. просит постановление по делу об административном правонарушении и указанные выше судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, дело возвратить на новое рассмотрение.
Изучение материалов данного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведенных на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесенных к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2022 г. должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области был выявлен факт нарушения ОАО "РЖД" указанных выше требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, а именно: не обеспечена очистка от кустарников и отработанных деревянных шпал объекта защиты - полосы отвода железной дороги, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, фотоматериалом, сообщением о пожаре, заявлением начальника Черемховской дистанции пути, рапортами должностных лиц, протоколом осмотра места происшествия, объяснениями ФИО4, ФИО5, копиями акта первичного расследования случая возгорания растительности и доклада по основным нарушениям безопасности движения и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ОАО "РЖД" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о недоказанности виновности общества в совершении вмененного правонарушения, являются несостоятельными, и опровергаются перечисленными выше доказательствами, в частности приложенными к протоколу об административном правонарушении фототаблицами (л.д. 1-6 адм. материала), на которых зафиксировано наличие кустарника и отработанных железнодорожных деревянных шпал в непосредственной близости от железнодорожных путей, а также протоколом осмотра места происшествия, из содержания которого следует, что при проведении осмотра были обнаружены следы возгорания сухой растительности (л.д. 45-52 адм. материала).
Какие-либо данные, которые могли бы поставить под сомнение достоверность указанных выше доказательств в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Наличие в пределах полосы отвода железной дороги кустарника и деревянных отработанных железнодорожных шпал, свидетельствует о нарушении ОАО "РЖД" требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 234 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, а потому общество обоснованно было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что сотрудники МЧС не обладают специальными познаниями в области лесопатологических исследований, не опровергает обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ОАО "РЖД" в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении, было вынесено за сроками давности привлечения к административной ответственности, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что вмененное обществу противоправное деяние было совершено 18 апреля 2022 г.
Таким образом, постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности вынесено 09 сентября 2022 г. в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
В жалобе приведены доводы о том, что ОАО "РЖД" заблаговременно приняло все необходимые противопожарные меры, однако материалы дела свидетельствуют об обратном.
Доводы жалобы о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении неверно указаны реквизиты уплаты штрафа о нарушении процессуальных требований, влекущим отмену обжалуемых актов не свидетельствуют.
Доводы жалобы, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обжалуемые акты являются мотивированными, вынесены с соблюдением положений ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для изменения вида или размера назначенного наказания, вопреки позиции заявителя, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору от 09 сентября 2022 г. N 2-8-18-114, решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 25 октября 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г, вынесенные в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" Волкова А.В - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.