Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В, судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саргсяна Алфреда Саргисовича, поданную 27 февраля 2023 г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 января 2023 г.
по административному делу N 2а-3487/2022 по административному исковому заявлению Саргсяна Алфреда Саргисовича об оспаривании отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя Саргсяна А.С. - Сыпко С.А, представителя администрации г. Кемерово Есиповой Е.В,
УСТАНОВИЛА:
Саргсян А.С. обратился в суд с административным иском об оспаривании отказа администрации г. Кемерово в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, полагая его формальным и незаконным, возложении обязанности рассмотреть его заявление повторно.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 января 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права, не соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. Указывает на необоснованность вывода о несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту, ввиду наличия у возведенного на спорном земельном участке нежилого здания признаков самовольной постройки. Полагает, зарегистрированное право собственности на нежилое здание исключает квалификацию объекта недвижимости в качестве самовольной постройки, учитывая, что уведомление о выявлении самовольной постройки и документы по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 19 марта 2019 г. N 169/пр, от органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный земельный контроль, в администрацию г. Кемерово не поступали, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями ему не направлялись, объект недвижимости не признан самовольной постройкой в судебном порядке. Полагает основания для отказа незаконными, а выводы судов о том, что разрешение на испрашиваемый вид использования земельного участка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц не основанными на доказательствах.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель административного ответчика возражала в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов дела, Саргсян А.С. является собственником земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N, расположенного в Заводском районе города Кемерово, по адресу: "адрес" с разрешенным использованием - индивидуальная жилая застройка, на котором был расположен жилой дом площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N снятый ДД.ММ.ГГГГ с кадастрового учета в связи со сносом.
На спорном земельном участке возведено нежилое 2 - х этажное здание общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, право собственности на которое зарегистрировано за административным истцом в упрощенном порядке.
Саргсян А.С. обратился в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в г. Кемерово о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка - "общественное питание".
11 марта 2022 г. администрацией г. Кемерово принято постановление N 597 "О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 19 от 15 марта 2022 г, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15 марта 2022 г.).
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 19 - 15 марта 2022 г, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления г. Кемерово" в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" 15 марта 2022 г, а также на информационном стенде, оборудованном около здания архитектуры и градостроительства (ул. Красная. 9). Собрание участников публичных слушаний состоялось 29 марта 2022 г. В ходе публичных слушаний замечания и возражения не поступали. Протокол публичных слушаний размещен на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово" 29 марта 2022 г.
Из заключения N 06-02-09-01/488/1 от 11 апреля 2022 г. о результатах публичных слушаний по проекту решения "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым, номером N по адресу: ул. "адрес" следует, что комиссия пришла к выводу о не предоставлении на основании части 11.1 статьи 39 ГрК РФ испрашиваемого разрешения применительно к земельному участку, на котором расположен объект самовольного строительства с целью недопущения способствованию легализации такого объекта во избежание причинения вреда жизни и здоровью третьим лицам. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 39, 24 мая 2022 г, на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления г. Кемерово" в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" 11 апреля 2022 г.
Оспариваемым постановлением администрации города Кемерово от 25 мая 2022 г. N 1371 Саргсяну А.С. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" - "общественное питание" (опубликовано в городском выпуске газеты "Кемерово" N 41 31 мая 2022 г, размещено на сайте "Электронный бюллетень органов местного самоуправления г. Кемерово" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25 мая 2022 г.), со ссылкой на рекомендации комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки в г. Кемерово.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом при наличии законных оснований, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и порядку принятия таких актов, с учетом того, что выявление самовольной постройки является основанием для отказа в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка в соответствии с подп. 2 п. 2.10.3 ГрК РФ.
Суд апелляционный инстанции, поддержав выводы районного суда, отметил, что обращение административного истца направлено на легализацию объекта капитального строительства в качестве пункта общественного питания, построенного без получения соответствующей разрешительной документации, что не соответствует положениям статей 39, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направленных на недопущение легализации самовольно возведенных объектов в отсутствие соответствующей и необходимой разрешительной документации (разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью третьих лиц. При этом указал, что отсутствие иска ответчика о сносе самовольной постройки не является основанием для удовлетворения заявленных требований, а наличие зарегистрированного права собственности на данный объект не свидетельствует об отсутствии признаков самовольной постройки.
С данными выводами нельзя согласиться, поскольку судами не учтено, что достоверных доказательств о нахождении на земельном участке Саргсяна А.С. объекта самовольной постройки и проведения процедуры выявления самовольной постройки в материалах дела не имеется.
Согласно части 11.1 статьи 39 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 упомянутого Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 указанного Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ предусмотрено, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В силу части 3 статьи 55.32 ГрК РФ в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка.
Приказом Минстроя России от 19 марта 2019 года N 169/пр утверждена форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки.
Судебная коллегия кассационного суда исходит из того, что само по себе указание на наличие признаков самовольной постройки у объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, не свидетельствуют о соблюдении административным ответчиком процедуры, предусмотренной статьей 55.32 ГрК РФ.
В ходе судебного разбирательства доказательств выявления на спорном земельном участке объекта самовольной постройки, в том числе, акта осмотра объекта капитального строительства, протокола заседания комиссии по выявлении, пресечении самовольного строительства и принятии мер по сносу самовольных построек, уведомления администрации о необходимости самостоятельного сноса объекта самовольного строительства, не представлено, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в адрес административного истца не направлялось. Представитель административного ответчика подтвердил, что такие мероприятия не проводились. Судебный акт о признании строения самовольной постройкой не принят.
При установленных обстоятельствах, выводы судов о законности постановления администрации города Кемерово от 25 мая 2022 г. N 1371, исходя из которого наличие признаков самовольной постройки по причине отсутствия разрешительной документации на строительство нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, исключает предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении спорного земельного участка в силу части 11.1 статьи 39 ГрК РФ, постановлены при неправильном применении норм материального права, приведенному выше правовому регулированию не соответствуют.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход административного дела, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 11 января 2023 г. отменить, принять новое решение.
Признать незаконным постановление администрации города Кемерово от 25 мая 2022 г. N 1371 об отказе в предоставлении Саргсяну Алфреду Саргисовичу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N N, расположенного в Заводском районе города Кемерово, по адресу: "адрес" - "общественное питание" (код 4.6).
Возложить на администрацию города Кемерово обязанность повторно рассмотреть заявление Саргсяна А.С. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N N, расположенного в Заводском районе города Кемерово, по адресу: "адрес" - "общественное питание" (код 4.6).
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.