Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - ООО "Терра), поданную 1 марта 2023 г, кассационную жалобу Администрации Ленинск - Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, поданную 21 марта 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 октября 2022 г, по административному делу N 2а-6/2021 по административному исковому заявлению прокурора Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании действия, решения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области -Кузбасса незаконными.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителей ООО "Терра" Чувичкина С.В, Тютюльникова А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Ленинск - Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса Голошумовой Ю.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя АО УК "Кузбассразрезуголь" Вилюгиной Е.В, настаивавшей на доводах, изложенных в возращениях, прокурора Коган А.Г, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинск-Кузнецкого района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления главы Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области от 25 февраля 2020 г. N 142 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", возложении обязанности на главу Ленинск-Кузнецкого муниципального округа отменить постановление; о признании действий администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа по образованию земельного участка с кадастровым номером N, и исключении из государственного кадастра недвижимости записи государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N
В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проведена проверка исполнения администрацией Ленинск- Кузнецкого муниципального округа требований земельного и водного законодательства при образовании земельного участка.
В ходе проверки установлено, на территориях Беловского и Ленинск-Кузнецкого районов в 11 км восточнее г. Ленинска-Кузнецкого расположен водоем, получивший свое название - "пруд Ульяновский". В целях установления статуса водоема ООО "Центр инженерных технологий" выполнены работы по его исследованию. Установлено, что формирование пруда в русле р. Еловка начало происходить с 1960-х годов. На месте имеющегося в настоящее время "пруда Ульяновский" ранее располагалась д. Виноградовка Ленинск- Кузнецкого района с небольшим прудом в русле р. Еловка.
В 1969 г. разрезом Моховский, принадлежащим Государственному предприятию "Комбинат Кузбасскарьеруголь", началось формирование гидроотвала путем строительства основной дамбы в долине р. Еловка.
В дальнейшем указанная дамба наращивалась. В 1980-х годах построена Ульяновская дамба, которая позволила увеличить емкость гидроотвала и разграничить территорию зоны накопления осадка и аккумулирования чистой воды для систем гидромеханизации. В качестве емкости для накопления и пропуска чистых технологических вод гидроотвала использовался искусственный водоем, расположенный севернее основной накопительной емкости гидроотвала на территории Беловского района. В связи с постройкой дамбы в указанном искусственном водоеме происходило увеличение уровня воды выше по водотоку, что сформировало "пруд Ульяновский".
Установлено, что "пруд Ульяновский" является водным объектом, поскольку имеет площадь, объем, гидрологический режим, а именно: приток от р. Еловка, ее притоков, склоновый сток, изменяющиеся в течение года, осадки на зеркало водоема, грунтовый приток; сбросы через шандорный колодец N, также меняющиеся во времени, то есть имеющие свой режим; аккумуляция в ложе водоема и сработка накопленных вод, обуславливающие уровневый режим водоема.
Таким образом, "пруд Ульяновский", как водный объект, является водохранилищем - искусственным водоемом, образованным водонапорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
Максимальные границы (береговая линия) "пруда Ульяновский" определены уровнем сброса шандорного колодца N на отметке НПУ 245 м. Зона затопления сформировалась ориентировочно в 80-х годах, пополнение воды осуществляется за счет подземного и наземного водосбора с прилегающей территории.
В нарушение требований земельного и водного законодательства, постановлением администрации (главы) Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 25 февраля 2020 г. N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка на землях, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водном объекте - водохранилище.
Площадь земельного участка составляет 1 573 119 кв.м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - энергетика.
В соответствии с договором N от 19 февраля 2020 г. на выполнение комплекса работ по образованию земельного участка, выполнены кадастровые работы по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий муниципальный район, Демьяновское сельское поселение. Указанному земельному участку присвоен кадастровый N. Работы по определению границ вновь образуемого земельного участка проводились аналитическим методом.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N, присвоенным 15 апреля 2020 г, имеет площадь 1 573 107 +/- 6527, 25 кв.м, относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - энергетика. Право собственности на земельный участок не зарегистрировано.
В ходе анализа местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N N и береговой линии водного объекта (пруд Ульяновский), проведенного кадастровым инженером ФИО9, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N сформирован в границах водного объекта (пруд Ульяновский), согласно схеме расположения земельного участка относительно водного объекта. Таким образом, земельный участок поставлен 15 апреля 2020 г. на кадастровый учет в границах существующего водного объекта.
В связи с тем, что земельный участок как объект недвижимого имущества образован в нарушение требований статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из положений пункта 7 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд Ульяновский относится к объектам собственности Российской Федерации, постановлением и действиями администрации муниципального округа по образованию земельного участка в границах существующего водного объекта нарушены права Российской Федерации.
24 марта 2020 г. прокурором района принесен протест на постановление главы муниципального округа от 25 февраля 2020 г. N 142 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", который отклонен, образованный на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением N 142 от 25 февраля 2020 г, земельный участок 15 апреля 2020 г. поставлен на кадастровый учет.
Определением судьи Ленинск - Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 28 апреля 2020 г. применены меры предварительной защиты в виде запрета административному ответчику - администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области совершать действия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером N рассмотрения настоящего административного дела.
Решением Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 15 ноября 2021 г. в удовлетворении отказано, отменены меры предварительной защиты.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 октября 2022 г. решение Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области от 15 ноября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение: признано незаконным постановление Администрации Ленинск- Кузнецкого муниципального округа от 25 февраля 2020 г. N 142 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий"; исключена из государственного кадастра недвижимости запись государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером N
В кассационной жалобе заинтересованное лицо ООО "Терра" ставит вопрос об отмене апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, как постановленного на основе неправильного применения норм материального и процессуального права, неправильного установления обстоятельств по делу.
В обоснование требований указывают, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание факты расположения на земельном участке части гидроотвала. Настаивают, что судом ошибочно указано то, что спорный объект является водным объектом. Настаивают, что спорный объект является гидротехническим сооружением - опасным производственным объектом - гидроотвалом. Полагают, что судом не учтена техническая документация, выводы постановлены только на отчете, выполненном ООО "Центр инженерных технологий", со ссылкой на утратившее силу 29 июля 2020 г. постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 21 мая 2007 г. N 139, оценка в совокупности с другими доказательствами по делу не дана. Отчет об установлении статуса пруда Ульяновский, Отчет "Внесение в государственный водный реестр сведений о статусе и границах водных объектов" выполнены одними и теми же лицами - работниками ООО "ЦИТ", представитель АО "УК "Кузбассразрезуголь" в суде апелляционной инстанции Жерелина И.В. одновременно является исполнителем Отчета "Внесение в государственный водный реестр сведений о статусе и границах водных объектов". Поскольку указанные специалисты состояли в договорных отношениях с АО "УК "Кузбассразрезуголь" и проводили досудебное исследование, их нельзя считать независимыми. Вывод о гидрологической связи реки Еловка с прудом Ульяновским не основан на материалах дела. Судом апелляционной инстанции применена часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не подлежащая применению, и не применен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", который подлежал применению.
В кассационной жалобе Администрация Ленинск - Кузнецкого муниципального округа ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
Указывают, что суд апелляционной инстанции необоснованно не принял в качестве доказательства судебную экспертизу от 11 октября 2021 г. N N, проведенную ООО "МБЭКС", ограничившись ссылкой на Отчет о выполнении работ по теме "Установление статуса и границ водного объекта", выполненного ООО "ЦИТ" и отчета "Внесение в ГВР сведений о статусе и границах водного объекта", выполненного все той же компанией - ООО "ЦИТ", которым дана общая характеристика. Тем самым суд апелляционной инстанции, по существу, уклонился от выяснения обстоятельств по делу и оценки всех доказательств в их взаимосвязи и совокупности, фактически придав заключениям досудебного исследования и внесенным сведениям в ГВР характер доказательств заранее установленной силы. Никакие другие доказательства и обстоятельства дела судом апелляционной инстанции не рассматривались и не оценивались, спор фактически по существу не разрешен. В материалах настоящего дела имеются письменные доказательства с прямо противоположными выводами, в то время как результат его рассмотрения непосредственно связан с установлением факта расположения на спорном земельном участке гидротехнического сооружения или водного объекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанций.
Согласно пункту 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ в числе способов образования земельных участков указана возможность образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2).
Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли- для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Землями населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
При этом, согласно пункту 2 статьи 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Пунктом 4 статьи 102 ЗК РФ установлено, что порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В соответствии с понятием, изложенным в пункте 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Вопрос о правах собственности на водные объекты разрешается в порядке, установленном статьей 8 ВК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам отнесены водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в честности: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
В соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 5 августа 2019 г. N 68-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований", положения которого распространяются на правоотношения возникшие с 16 августа 2019 г, муниципальные образования, входящие в состав Ленинск-Кузнецкого муниципального района: Горняцкое сельское поселение, Демьяновское сельское поселение, Драченинское сельское поселение, Краснинское сельское поселение, Подгорновское сельское поселение, Чкаловское сельское поселение, Чусовитинское сельское поселение, Шабановское сельское поселение путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование и считать вновь образованное муниципальное образование Ленинск-Кузнецким муниципальным округом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 "Устава Ленинск-Кузнецкого муниципального района", принятого решением Ленинск-Кузнецкого районного Совета народных депутатов от 30 июля 2009 г. N 368, действовавшего на момент принятия постановления от 25 февраля 2020 г, к вопросам местного значения Ленинск-Кузнецкого муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ленинск-Кузнецкого муниципального района.
Статьей 43 Устава Ленинск-Кузнецкого муниципального района" определены полномочия Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в области управления муниципальным имуществом.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 25 февраля 2020 г. 142 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1 573 119 кв.м, категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешённого использования - энергетика, расположенного с территориальной зоне - ИЗ- зона размещения объектов инженерной инфраструктуры, описание местоположения: Кемеровская область - Кузбасс, Ленинск - Кузнецкий муниципальный район, Демьяновское сельское поселение.
На основании указанного постановления и заявления КУМИ Ленинск - Кузнецкого муниципального района от 8 апреля 2020 г. и представленного межевого плана от 13 апреля 2020 г, земельный участок постановлен на кадастровый учет с кадастровым номером N, уточненная площадь -1 573 107 кв.м.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции в государственном водном реестре не содержались сведения о пруде "Ульяновский".
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доводы и доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда, которым в удовлетворении требований было отказано, указала на незаконность постановления, поскольку формирование земельного участка произведено с нарушением требований земельного и водного законодательства, что явилось основанием для принятия нового решение об удовлетворении требований о признании постановления незаконным и исключении из государственного кадастра недвижимости записи о государственном учете земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда по существу правильными. Доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, поскольку не подтверждают существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлекли принятие неправильного решения.
Принимая во внимание, что установлено, и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что земельный участок, схема расположения которого утверждена администрацией Ленинск - Кузнецкого муниципального округа оспариваемым распоряжением, на основании которой подготовлено межевое дело и осуществлен государственный кадастровый учет, полностью покрыт поверхностными водами, образование земельного участка не соответствует требованиям статьи 102 ЗК РФ, схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам, и не могла быть утверждена.
Доводы кассационных жалоб, основанные на несогласии с оценкой, данной судебной коллегией представленным доказательствам, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, поскольку в пределах оценки законности постановления Администрации Ленинск - Кузнецкого муниципального округа от 25 февраля 2020 г, при установленных судами обстоятельствах, свидетельствующих о том, что образованный земельный участок покрыт поверхностными водами, доводы сторон о квалификации водного объекта, порядке его формирования и права собственности на объект, размещенный на образованном земельном участке, не опровергают правильности выводов об отсутствии правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка.
Доводы жалобы о неправомерности установления статуса водного объекта и определения его границ, не могут повлечь отмену апелляционного определения, поскольку предметом судебной оценки законность решения уполномоченного органа о включении сведений о пруде Ульяновский в Государственный водный реестр, по настоящему делу не являются.
Не могут повлечь отмену апелляционного определения доводы кассационной жалобы об отказе в назначении по делу судебной экспертизы, поскольку специальных познаний, для оценки законности оспариваемого постановления, не требовалось, ходатайство апелляционным судом разрешено в установленном процессуальным законом порядке и обоснованно отклонено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, кассационные жалобы ООО "Терра", администрации Ленинск - Кузнецкого муниципального округа, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.