Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малиновского Эдуарда Станиславовича, поданную 22 февраля 2023 г, на решение Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 августа 2022 г, по административному делу N 2а-1453/2022 по административному исковому заявлению Губернатора Иркутской области Кобзева Игоря Ивановича о признании решений Думы города Братска Иркутской области, депутата Думы города Братска Малиновского Эдуарда Станиславовича об отклонении заявления о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Братска Малиновского Эдуарда Станиславовича, об обращении с просьбой об избрании в отношении депутата иной меры ответственности - незаконным.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Губернатор Иркутской области Кобзев И.И. обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, с учетом уточнения предмета, о признании оформленного протоколом заседания Думы города Братска от 24 декабря 2021 г. решения Думы города Братска о непринятии Решения Думы города Братска "О досрочном прекращении полномочий депутата Малиновского Эдуарда Станиславовича", а так же протокольное решение Думы города Братска "Обратиться в адрес Губернатора Иркутской области с просьбой об избрании в отношении депутата Малиновского Эдуарда Станиславовича иной меры ответственности" незаконными; о досрочном прекращении полномочия депутата Думы города Братска Малиновского Э.С.
В обоснование требований указано, что в соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 29 июля 2021 г. N 444-рк "О проверке" управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы города Братска Малиновским Э.С. за 2019 и 2020 годы и выявлены факты представления им недостоверных и неполных сведений о доходах.
Выявленные нарушения являются основанием для применения мер ответственности, предусмотренных федеральным законодательством, не могут быть отнесены к несущественным искажениям сведений.
В Думу города Братска направлено заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Братска Э.С. Малиновского от 22 ноября 2021 г. N. С целью рассмотрения указанного заявления Думой города Братска подготовлен проект решения Думы "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Братска Малиновского Э.С.".
По итогам голосования депутатами Думы города Братска названный проект решения не утвержден, отклонен.
Выявленные в ходе проверки нарушения являются основанием для применения в отношении депутата Думы города Братска Малиновского Э.С. меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Принятые Думой города Братска решения, оформленные протоколом заседания Думы города Братска от 24 декабря 2021 г. препятствует реализации возложенных на Губернатора Иркутской области обязанностей, нарушают законные интересы Губернатора Иркутской области, заключающиеся в необходимости соблюдения установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" принципов законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также обеспечения выполнения мер по профилактике коррупционных правонарушений в отношении лиц, замещающих муниципальные должности.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 августа 2022 г, требования удовлетворены частично: досрочно прекращены полномочия депутата Думы города Братска Малиновского Эдуарда Станиславовича. В удовлетворении требований в части признания незаконными оформленного протоколом заседания Думы города Братска от 24 декабря 2021 г. решения Думы города Братска о непринятии Решения Думы города Братска "О досрочном прекращении полномочий депутата Малиновского Эдуарда Станиславовича", а так же протокольного решения Думы города Братска "Обратиться в адрес Губернатора Иркутской области с просьбой об избрании в отношении депутата Малиновского Э.С. иной меры ответственности" отказано.
В кассационной жалобе Малиновский Э.С. ставит вопрос об изменении судебных актов, просил отказать в удовлетворении требований о досрочном прекращении полномочий депутата.
В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное установление обстоятельств по делу. Полагает, что при принятии процессуального решения о замене заинтересованного лица на административного соответчика суд не вынес определения. Кроме того, настаивает, что суд не предоставил ему возможности воспользоваться правами и обязанностями как административному ответчику, не рассмотрел доводов о соблюдении требований законодательства при осуществлении властных полномочий Губернатором Иркутской области. Полагает, что судами дано неверное толкование положениям закона. Настаивает, что допущенное Малиновским Э.С. искажение сведений не сопоставимо с теми нарушениями, которые расценены в Письме Минтруда России от 21 марта 2016 г..N 18-2/10/П-1526, как значительные проступки, влекущие увольнение. Допущенные искажения в части банковских счетов и площади нежилого помещения напрямую указаны в Обзоре как несущественные проступки (пункт 6, 9 Приложения N 3). Указывает, что не скрыл доходы, источники происхождения которых невозможно пояснить, не скрывал недвижимость, стоимость которой не сопоставима с официальными доходами, не скрывал банковские счета, движение по которым не может быть объяснено доходами, не предоставлял недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов и пр, отсутствовал какой-либо умысел скрывать полученные доходы, со всех доходов уплачивались налоги. Нарушения были выявлены впервые, сведения о полученных дивидендах, доходах от аренды квартиры, были не указаны ошибочно. Применение положений, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты России от 21 марта 2016 г..N18-2/10/14-1526, напрямую предопределяет принятие соответствующего решения об утрате доверия не просто по формальным основаниям, а с учетом всех фактических обстоятельств дела, в том числе с установлением признаков противоправности (умысла, вины и т.д.).
Применение меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий депутата направлено именно на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции. При решении вопроса о применении меры ответственности в виде принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата, необходимо исходить из критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, и того, что мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния. С указанием на положения частей 2, 3 статьи 1, статьей 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что указанный Кодекс не регламентирует рассмотрение судами дел и принятия решения о досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, в данном случае, заявление о досрочном прекращении полномочий не является обращением в суд за защитой прав, свобод и законных интересов Губернатора Иркутской области, также рассматриваемое исковое требование не регулируется порядком, предусмотренным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений представленных представителем Губернатора Иркутской области, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы в обжалованной части, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Кассационная жалобы не содержит доводы об обжаловании судебных актов в части отказа в удовлетворении требований.
Нарушения такого характера в обжалованной части не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 -ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1. статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закона о противодействии коррупции) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон о контроле за соответствии расходов), Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон о запрете открывать и иметь счета), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Общественные отношения, связанные с представлением и проверкой достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должности, лицами, замещающими должности в Иркутской области, для которых иное не установлено федеральным законом регулируются Законом Иркутской области от 7 ноября 2017 г. N 73-ОЗ "О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Закон Иркутской области N 73-ОЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области N 73-ОЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с настоящим Законом, осуществляется уполномоченным органом по решению Губернатора Иркутской области.
Согласно части 1 статьи 7 указанного Закона Иркутской области N 73-ОЗ Уполномоченный орган представляет Губернатору Иркутской области доклад о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащий одно из следующих мотивированных предложений:
1) принять решение об отсутствии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Законом о противодействии коррупции, Законом о контроле за соответствием расходов, Законом о запрете открывать и иметь счета;
2) принять решение о наличии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Законом о противодействии коррупции, Законом о контроле за соответствием расходов, Законом о запрете открывать и иметь счета. При выявлении фактов представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в докладе должен содержаться мотивированный вывод о существенности искажения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, обязанным представить сведения.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Иркутской области N 73-ОЗ в случае принятия Губернатором Иркутской области в отношении лица, замещающего должность, решения, предусмотренного пунктом 2 части 2 настоящей статьи, а именно: о наличии фактов несоблюдения лицом, обязанным представить сведения, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, уполномоченный орган в течение 20 календарных дней со дня принятия такого решения готовит проект заявления Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность.
Заявление Губернатора Иркутской области о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность, или применении в отношении него меры ответственности, указанной в части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, направляется в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктами 2, 4 части 2 настоящей статьи, или в суд в установленном законодательством порядке (абзац 3 части 4 статьи 7 Закона Иркутской области N 73-ОЗ).
Судами установлено, и следует из материалов дела, что в соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 29 июля 2021 г. N 444-рк "О проверке" управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы города Братска Малиновским Э.С. за 2019 и 2020 годы.
Распоряжением Губернатора Иркутской области от 24 сентября 2021 г. N 654-рк "О продлении срока проверки" срок проверки продлен на 30 календарных дней. По результатам проверки выявлены факты представления Малиновским Э.С. недостоверных и неполных сведений о доходах, заключающиеся в следующем:
В разделе 1 "Сведения о доходах" справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) за 2019 г. Малиновским Э.С. не указан доход в виде дивидендов, полученных в ООО "Магнитиндустрия" в размере 2 365 027, 40 руб. в ходе проведения проверки Малиновским Э.С. даны пояснения, что доход он не указал ошибочно, умышленно скрывать его не планировал, им делаются ежемесячные отчисления в виде налога на доходы физических лиц.
В разделе 1 "Сведения о доходах" справки о своих доходах за 2020 г. не указан доход, полученный от предоставления в аренду или иного использования имущества, в ООО "СТР ЖД" в сумме 632 181 руб. Информация об указанном доходе в ходе проверки представлена налоговым органом.
В подразделе 3.1 "Недвижимое имущество" раздела 3 справок о доходах за 2019 и 2020 годы в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", неверно указана площадь данного помещения ? 1 321, 1 кв.м. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты площадь составляет 1 309 кв.м.
В разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" справок о доходах, указана неполная и недостоверная информация об открытых на его имя счетах в банках. Так, в справке о доходах за 2019 г.: не указан счет, открытый в АО "Россельхозбанк" 25 февраля 2016 г.; не отражен счет, открытый в Банке ВТБ (ПАО) 2 декабря 2015 г. Кроме того, по 2 счетам, открытым 25 февраля 2016 г, неверно указана валюта счета - рубль. Согласно выписке банка валюта указанных счетов - доллар и евро. Отражен счет, открытый в Банке ВТБ (ПАО) 3 августа 2015 г. При этом в справке банка информация о наличии у Малиновского Э.С. данного счета отсутствует. Остаток на указанных счетах 0 руб. операций по счетам не производилось.
В справке о доходах за 2020 г.: не отражен счет, открытый в Банке ВТБ (ПАО) 25 июня 2012 г; указан счет, открытый в Банке ВТБ (ПАО) 25 февраля 2016 г. При этом в справке банка информация о наличии у Малиновского Э.С. данного счета отсутствует. Остаток на указанных счетах 0 руб, операций по счетам не производилось.
Согласно выписке, представленной "Азиатско-Тихоокеанский банк" (АО), у Малиновского Э.С. имеются срочные обязательства финансового характера в указанном банке. Размер обязательства на 31 декабря 2020 г. составляет 1 622 996, 36 руб. Вместе с тем данные обязательства не внесены им в подраздел 6.2 "Срочные обязательства финансового характера" раздела 6 справки о доходах за 2020 г.
25 ноября 2021 г. в Думу города Братска поступило заявление Губернатора Иркутской области Кобзева И.И. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Братска Малиновского Э.С.
В соответствии с требованиями статьи 58 Устава города Братска, Порядка внесения в Думу города Братска проектов решений Думы города Братска, утвержденного решением Думы города Братска от 28 декабря 2009 г. N 47/г-Д, 9 декабря 2021 г. в Думу города Братска депутатом Думы города Братска ФИО21 внесен проект решения Думы города Братска "О досрочном прекращении полномочий депутата Думы города Братска Малиновского Э.С.".
Проект решения Думы города Братска был предварительно рассмотрен на заседании постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению, где получил отрицательное заключение членов комиссии - депутатам Думы города Братска было рекомендовано не принимать проект решения Думы города Братска.
Решение, при голосовании не набрало необходимого количества голосов, не было принято, о чем указано в протоколе заседания Думы города Братска от 24 декабря 2021 г. Указано также решение Думы города Братска "Обратиться в адрес Губернатора Иркутской области с просьбой об избрании в отношении депутата Малиновского Э.С. иной меры ответственности".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства в соответствии с требованиями 84 КАС РФ, руководствуясь указанными выше нормами материального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о досрочном прекращении полномочий депутата Думы г. Братска Малиновского Э.С, указав на то, что факт предоставления Малиновским Э.С. неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2019, 2020 г.г. нашел подтверждение, оснований для признания допущенных нарушений несущественными, ошибочными или незначительными не имеется.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда согласилась, указав также, что допущенное депутатом представительного органа местного самоуправления нарушение требований законодательства о противодействии коррупции является достаточным для применения такой меры ответственности как досрочное прекращение депутатских полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела установлены судами правильно, выводы судов установленным обстоятельствам соответствуют, доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о несущественности допущенных нарушений, и оценочном характере выводов, повторяют правовую позицию, изложенную в обоснование возражений на заявленные требования и апелляционной жалобе, фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом судебной оценки в судах двух инстанций, указанным доводам и доказательствам дана правовая оценка, считать которую неправильной не имеется.
Иное толкование положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта доводы кассационной жалобы о нарушении процессуальных прав административного ответчика. Из материалов дела следует, что административное исковое заявление об уточнении требований, в котором указано на предъявление требований к административному ответчику Малиновскому Э.С. было получено 21 апреля 2022 г. С учетом ходатайства Малиновского Э.С. и его представителя судебное заседание, назначенное на 25 апреля 2022 г. было отложено для представления времени административному ответчику для подготовки с учетом уточнения требований. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 12 мая 2022 г. административный ответчик и его представитель были в установленном порядке извещены. Малиновский Э.С. принимал участие в рассмотрении дела, давал пояснения, судом были даны разъяснения о процессуальном статусе - административный ответчик.
При указанных обстоятельства, доводы кассационной жалобы о нарушении процессуальных прав Малиновского Э.С. не могут быть приняты во внимание, поскольку о нарушении судами норм процессуального права не свидетельствуют.
Не опровергают правильности выводов судов доводы кассационной жалобы со ссылкой на судебную практику, поскольку выводы судов по настоящему административному делу соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению.
Основаны на неверном толковании норм процессуального права доводы кассационной жалобы о нарушении процессуального порядка рассмотрения требований.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 г. N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 г. N 104-О). Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата представительного органа публичной власти, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, в том числе касающиеся противодействия коррупции.
Спорные правоотношения возникли из публичных правоотношений и связаны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в связи с чем обоснованно заявленные требования разрешены в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в обжалованной части по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Малиновского Эдуарда Станиславовича удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 24 августа 2022 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 2 мая 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.