Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеева О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области, поданную 20 февраля 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г, по административному делу N 3а-314/2022 по административному исковому заявлению Щербина Антонины Максимовны о признании не действующим раздела 3 приложения N 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 г. N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области".
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя РЭК Омской области Шамгоновой Ж.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Бровкина В.Г, настаивавшего на доводах, изложенных в возражениях, заключение прокурора Рубана А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 15 августа 2012 г. N 136/38 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области (далее также - Приказ N 136/38).
Разделом 3 приложения N 1 к Приказу N 136/38 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях (кВт/ч на 1 человека в месяц) применительно к жилым домам (общежитиям) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых.
Приказ опубликован в периодическом печатном издании - областной газете "Омский вестник" N 37 (3222) от 17 августа 2012 г.
Приказами РЭК Омской области от 6 ноября 2012 г. N 1095/52, от 31 мая 2017 г. N 62/27 в Приказ N 136/38 вносились изменения, не касающиеся оспариваемого положения.
Щербина А.М. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, о признании не действующим раздела 3 приложения N 1 Приказа N 136/38, как не соответствующего положениям статей 92, 94, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 42, 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, а также положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 г. N 306.
В обоснование требований указано, что Щербина А.М. является собственником двух комнат в секции жилого дома, ранее имевшего статус общежития.
Постановлением администрации Советского административного округа г. Омска от 10 февраля 2006 г. N 12 статус общежития с жилого дома снят. При начислении платы за электроснабжение применяется норматив, указанный в оспариваемом разделе 3 приложения N 1 к Приказу N 136/38, тогда как, в рассматриваемом случае подлежит применению норматив раздела 1 приложения N 1 к Приказу N 136/38, что увеличит объем потребления по нормативу коммунального ресурса для жилого помещения и одновременно приведет к уменьшению объема потребления электроэнергии на содержание общего имущества дома. Полагает, что Приказ N 136/38 нарушает ее права, как собственника жилого помещения, поскольку дом, в котором она проживает, утратил статус общежития и является многоквартирным, и раздел 3 приложения N 1 к Приказу N 136/38 к ней не применим.
Решением Омского областного суда от 16 мая 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. решение Омского областного суда от 16 мая 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, о частичном удовлетворении требований: раздел 3 Приложения N 1 к приказу региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 г. N 136/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" признан не действующим со дня вынесения апелляционного определения.
В кассационной жалобе РЭК Омской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решение областного суда.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводами суда о том, что оспариваемые положения Приказа N 136/138 противоречат пунктам 4, 10, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, указывают, что при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются, предусмотренная разделом 3 Приложения N 1 оспариваемого Приказа дифференциация домов соответствует требованиям Правил N 306.
Полагают необоснованными выводы о несоответствии содержания приложения N 1 к Приказу N 136/38, таблицам 8, 9 приложения N 2 Правил N 306 (с учетом внесенных изменений), в части дифференциации общежитий в зависимости от того оборудованы или не оборудованы общежития в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, а также дифференциация домов, не оборудованных стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период или вне отопительного периода. Указывают, что информации о том, что в жилых помещениях общежитий коридорного, гостиничного и секционного типа имеются электроплиты, в РЭК Омской области не поступало. Указывают, что в Омском районе отсутствуют общежития с электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения. Вывод о том, что таблицей 9 нормативы для общежитий не устанавливаются в зависимости от количества комнат, не обоснован, поскольку такой параметр нормативов, как количество комнат в квартире, предусмотрен Правилами N 306. Настаивают, что оснований для пересмотра нормативов в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г..N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" не имелось. Полагают обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Щербина А.М. фактически оспаривает применение к правоотношениям положений оспариваемого нормативного правового акта, что свидетельствует об отсутствии нарушений ее прав, и не может являться основанием для признания приказа в оспариваемой части недействующим.
Доводы административного истца являлись предметом рассмотрения в Арбитражном суде Омской области по делу N А46-22265/2018 по иску АО "Петербургская сбытовая компания" к ООО "Управляющая компания "Омское жилищно - коммунальное хозяйство". Считают, что для категории жилых домов коридорного, секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов, душевых, применяются нормативы, указанные в разделе 3 приложения N 1 к оспариваемому приказу. Надлежащих доказательств того, что помещения (кухни, санузлы, душевые) не используются по назначению, а равно доказательств, что все квартиры оборудованы соответствующим оборудованием, не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 157 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким органом, в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. N 212-п, является указанная Комиссия.
Разрешая заявленные требования, суды обоснованно указали, что оспариваемый Приказ N 136/38 принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по указанным основаниями не оспаривался. Судебные акты по указанным мотивам не обжалуются.
Согласно пункту 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 г. N 136/38
"Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории города Омска и Омской области" нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях определены методом аналогов. Согласно заключению по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета, метод аналогов применен на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых помещениях по показаниям коллективных и индивидуальных приборов учета.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Принимая во внимание, что метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, Приказ N 136/38 не вступает в противоречие с пунктом 21 Правил N 306.
Пунктом 10 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Согласно пункту 11 Правил N 306 (в редакции на дату принятия оспариваемого решения) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
В Таблице 9 приложения N 2 к Правилам N 306 установлена Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях в многоквартирных домах, включающих общежития квартирного типа, общежития коридорного, гостиничного и секционного типов.
Пунктом 14 Правил N 306 установлено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в случае внесения изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 306, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа N 136/38, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения подлежали учету следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: количество комнат в квартире, высота жилых помещений.
В соответствии с изменениям, внесенными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в отношении электроснабжения при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения подлежат учету - количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, областной суд, исходил из того, что оспариваемый Приказ N 136/38 на дату его принятия не вступает в противоречие с актами, имеющими большую юридическую силу, в том числе с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, судом указано, что административным истцом фактически ставится вопрос о применении к конкретным правоотношениям того или иного положения оспариваемого нормативного правового акта, что не свидетельствует о нарушении прав Щербина А.М.
Отменяя решение областного суда, судебная коллегия апелляционного суда с выводами областного суда не согласилась, указав, что изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в подпункт "б" пункта 4 Правил N 306, установившие, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутри домовых инженерных систем, являлись основанием изменения норматив, что не было произведено до 30 июня 2016 г, нормативы не были приведены в соответствие с Правилами N 306 Указанное послужило основанием для удовлетворения требований о признании нормативного акта в оспариваемой части недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Действительно, при определении спорного норматива, не учитывалась высота жилого помещения. Однако иные параметры, подлежащие учету при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе общая площадь жилого дома, износ внутри домовых инженерных систем, также не учитывались. В связи с изложенным доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для пересмотра нормативов, на нормах права не основаны.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений прав административного истца, основанные на том, что фактически Щербина А.М. оспаривает применение положений нормативного правового акта к конкретным правоотношениям, не могут являться основанием для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с требованиями статей 213-215 КАС РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения, кассационная жалоба РЭК Омской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 27 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.