Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю), поданную 3 марта 2023 г, на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 6 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г, по административному делу N 2а-2830/2022 по административному исковому заявлению Строкова Василия Васильевича об оспаривании действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Строков В.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением о признании бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившегося в необеспечении осужденного горячим водоснабжением, незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 8 октября 2021 г. до 10 февраля 2022 г. в размере 26 500 руб, по 214 руб. за каждый день, исходя из размера компенсации, установленной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 мая 2022 г.
В обоснование требований указано, что по приговору Омского областного суда от 10 ноября 2017 г. с 1 апреля 2018 г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. До 7 октября 2021 г. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствовало горячее водоснабжение, после чего в учреждение начали подавать техническую воду из обогревательных батарей, которая 10 февраля 2022 г. была отключена ввиду ее несоответствия санитарным нормам. Отсутствие горячего водоснабжения препятствует полноценному осуществлению санитарно-гигиенических процедур, стирке одежды, санитарной уборке камеры, мытью полов, посуды, чистке зубов и умыванию.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 6 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г, административные исковые требования удовлетворены признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде необеспечения содержащегося в исправительном учреждении осужденного лица Строкова В.В. постоянным горячим водоснабжением в период с 8 октября 2021 г. до 28 февраля 2022 г. включительно; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Строкова В.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 8 октября 2021 г. до 28 февраля 2022 г. включительно в сумме 30 816 руб.; на административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу нарушение прав административного истца, обеспечить горячим водоснабжением надлежащего качества жилую камеру, в которой содержится административный истец.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю ставят вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения.
В обоснование жалобы указывают на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, полагают, что не учтена позиция ответчиков по делу. Полагают, что не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере.
Настаивают, что на момент постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому края в 1994 г..система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с пунктом 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. Теплоснабжающей организацией в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края является ООО "ШелТЭК", которая оказывает услуги горячего водоснабжения. В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Полагают, что в данном случае не подлежит применению Свод Правил 308.1325800.2017, так как указанный Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Указывают, что по поступившим от осужденных жалобам на качество подаваемой воды, подача воды в душевые была прекращена 25 ноября 2021 г, в камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт. 24 февраля 2022 г..была произведена лабораторная проверка качества воды, которые выявили превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз (акт N 2.714 от 24 февраля 2022 г..ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"). 28 февраля 2022 г..руководством учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью. Взысканную компенсацию, полагают завышенной необоснованной, не соответствующей принципам разумности, справедливости, ввиду отсутствия наступления негативных последствий для административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только решения суда первой инстанции и не представлено доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что приговором Омского областного суда от 10 ноября 2017 г. Строков В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 2 статьи 105 УК РФ, на основании части 5 статьи 69 УК РФ, определено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. С 1 апреля 2018 г. Строков В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
По результатам проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки по факту отсутствия горячего водоснабжения в камерах, было установлено, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не обеспечивается надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных. В камерах, в которых отбывают наказание осужденные, отсутствует горячее водоснабжение.
По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями уголовно-исполнительного законодательства Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 31 августа 2018 г. начальнику ФКУ ИК -6 УФСИН России по Хабаровскому краю внесено представление. Указанные в представлении нарушения устранены не были, что послужило основанием для обращения в суд с требованием об устранении нарушений закона и обеспечении осужденных горячим водоснабжением.
Решением Амурского городского суда от 14 января 2021 г. исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме. Решение вступило в законную силу. В связи с исполнением решения суда администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в октябре 2021 г. в камеры подано горячее водоснабжение.
При проведении проверки специализированной прокуратурой установлено, что администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не осуществляется производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды. По данному факту специализированной прокуратурой 18 ноября 2021 г. внесено представление начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Ранее, решением Октябрьского районного суда г. Омска от 31 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 8 декабря 2021 г, частично удовлетворены требования Строкова В.В, бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в связи с необеспечением Строкова В.В. постоянным горячим водоснабжением признано незаконным, взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 1 апреля 2018 г. по 29 июня 2021 г. в размере 30 000 руб.
Кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Омска от 23 декабря 2021 г. административное исковое заявление Строкова В.В. удовлетворено частично, бездействие ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению горячим водоснабжением признано незаконным, взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 30 июня 2021 г. до 6 октября 2021 г. включительно в сумме 3 000 руб. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 мая 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска от 23 декабря 2021 г. было изменено, взыскана компенсация за период с 30 июня 2021 г. по 7 октября 2021 г. в размере 21 400 руб.
Кроме того, на основании, в том числе, решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 1 апреля 2022 г. (по иску Шайдуллова А.З.), решения Борзинского городского суда Забайкальского края от 19 мая 2022 г. (по иску Колесникова С.П, Тамамшева В.В.) установлено, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 6 октября 2021 г. была запущена система отопления. В период с 8 октября 2021 г. по 30 ноября 2021 г. в душевых и камерах горячая вода была ненадлежащего качества. Указанное было установлено на основании результатов лабораторной проверки, проведенной 24 февраля 2022 г, по результатам которой выявлено превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз. 28 февраля 2022 г. руководством исправительного учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доводы и доказательства, руководствуясь также частью 2 статьи 64 КАС РФ, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю по необеспечению содержащегося в исправительном учреждении осужденного Строкова В.В. постоянным горячим водоснабжением надлежащего качества в период с 8 октября 2021 г. до 28 февраля 2022 г, определив размер подлежащей взысканию компенсации в 30 816 руб, исходя из продолжительности установленных нарушений.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда о том, что поставка горячей воды ненадлежащего качества вызвана незаконным бездействием исправительного учреждения в обеспечении надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных, согласилась, указав на отсутствие в материалах административного дела доказательств принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов материально-бытовых условий заключенных.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых; обеспечивать охрану здоровья осуждённых; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе, к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующим нормативным документам. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 г. N 217-дсп.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подлежащих применению в соответствующий период их действия, судами допущено не было.
В соответствии со статьёй 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Из пункта 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные судами фактические обстоятельства дела, выводы о нарушении прав Строкова В.В. в связи с отсутствием горячего водоснабжения надлежащего качества являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, основанные на том, что на момент начала постройки здания подведение горячей воды в каждую камеру не было предусмотрено, являлись предметом исследования и оценки в судах первой и апелляционной инстанции, обоснованно отклонены. При этом доказательств принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством требований к созданию материально-бытовых условий заключенных административным ответчиком не представлено.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов как основанные на неправильном толковании норм материального права доводы кассационной жалобы о том, что подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, проектной документацией не предусмотрено. Не свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия также доводы о том, что в пос. Эльбан, где находится исправительное учреждение, отсутствует горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения.
Доводы кассационной жалобы с указанием на договорные отношения с теплоснабжающей организацией, не свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия, поскольку, как правильно указано судами, обязанность по соблюдении прав осужденных на обеспечение необходимых жизненных потребностей возложена на органы исполнения наказаний, в том числе и обязанность по контролю качества горячей воды, используемой в исправительном учреждении.
Не могут являться основанием для отмены или изменения судебных актов доводы кассационной жалобы о несоразмерности присужденной компенсации характеру допущенных нарушений, длительности нарушения, иным обстоятельствам дела. Выводы судов об оценке размера присуждаемой компенсации являются мотивированными, соответствуют установленным обстоятельствам.
Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств на предмет их достаточности для установления вышеуказанных обстоятельств, а также несогласие с размером компенсации, не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных актов в соответствии со статьей 328 КАС РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных актов, принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судов, повторяют позицию административных ответчиков по спору, которой дана правовая оценка, выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального и процессуального права не подтверждают.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 6 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 28 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.