Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной общественной организации "Томская Областная Федерация Каратэ" (далее - РОО "ТОФК"), поданную 8 марта 2023 г, на решение Кировского районного суда г. Томска от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 9 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-1019/2022 по административному исковому заявлению Штерна Филиппа Вадимовича о возложении обязанности на РОО "ТОФК" предоставить ответ.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя РОО "ТОФК" Теряева В.Л, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Штерн Ф.В. обратился в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным бездействия РОО "ТОФК", выразившегося в отсутствии ответа на обращение от 12 января 2022 г, возложении обязанности направить ответ на обращение.
В обоснование требований указано, что Штерн Ф.В. 12 января 2022 г. обратился к РОО "ТОФК" с заявлением о предоставлении протоколов итоговых соревнований, однако ответ ему дан не был. Полагает, что в данном случае на административного ответчика возложена обязанность дать ответ в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Указывает, что РОО "ТОФК" является юридическим лицом, осуществляющим публично значимые функции, т.к. спортивная федерация имеет государственную аккредитацию в Томской области по виду спорта "каратэ".
Решением Кировского районного суда г. Томска от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 9 сентября 2022 г, требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие РОО "ТОФК", выразившееся в не рассмотрении заявления Штерна Ф.В. от 12 января 2022 г.; на РОО "ТОФК" возложена обязанность рассмотреть заявление Штерна Ф.В. от 12 января 2022 г, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе РОО "ТОФК" ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
В обоснование жалобы указывают на несогласие с выводами судов о том, что РОО "ТОФК" является организацией, осуществляющей публично значимые функции исходя из целей и видов деятельности организации, а также наличия государственной аккредитации. Полагают, что судебные акты не содержат критериев, по которым суд первой инстанции отнес РОО "ТОФК" к органу публичной власти или специально уполномоченной организации по отправлению функций государства, в том числе "в узком смысле". Указывают, что судами первой и апелляционной инстанций не были установлены обстоятельства ни в отношении РОО "ТОФК", ни Штерна Ф.В, указывающие на административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению друг к другу, что не позволяло рассматривать данное дело по правилам административного судопроизводства. Настаивают, что из Устава, а также функций организации следует, что РОО "ТОФК" не является органом государственной власти или иным государственным органом, органом местного самоуправления, избирательной комиссией, комиссией референдума, иным органом и организацией, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не была создана каким - либо публично- правовым образованием, на организацию не возлагалось исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций. Оспариваемые судебные акты противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 июля 2012 г. N 19-П (пункт 6.1), согласно которой обязание рассматривать обращения граждан и их объединений применительно к организациям, не входящим в систему органов публичной власти, означает определенное вмешательство в их деятельность как самостоятельных субъектов права и, по сути, ограничение их прав и свобод, тем более что исполнение этой обязанности обременительно как с организационной точки зрения, так и с точки зрения несения дополнительных расходов, в том числе на содержание персонала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя РОО "ТОФК", обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Штерном Ф.В, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности.
При этом в силу положений пункта 5 указанного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации к бездействию относится, в частности, нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например, событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрена возможность направлять обращения помимо государственных органов и органов местного самоуправления также в государственные и муниципальные учреждения и другие организации, осуществляющие публично значимые функции.
Само по себе такое определение круга адресатов обращений граждан согласуется с положениями статьи 33 Конституции Российской Федерации, из которой прямо не вытекает необходимость законодательного закрепления гарантий прав граждан при их обращении к иным, помимо органов публичной власти и их должностных лиц, самостоятельным субъектам правоотношений. Вместе с тем подобная возможность Конституцией Российской Федерации не исключается, - Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 19 декабря 2005 г. N 12-П, определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций, как имеющей публично-правовое значение, и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации (определения от 9 декабря 2002 г. N 349-О и от 9 ноября 2010 г. N 1483-О-О).
Согласно Уставу РОО "ТОФК" - общественная организация, созданная в результате добровольного объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для достижения целей, предусмотренных настоящим уставом, осуществляющая свою деятельность в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу деятельности некоммерческих организаций.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" региональная спортивная федерация - это региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации, которая получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Государственная аккредитация региональных спортивных федераций отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (пункт 2.1 части 1 статьи 8 указанного Федерального закона).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию.
Соответственно, аккредитованная организация осуществляет в определенный срок деятельность по развитию спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганде, организации и проведению спортивных мероприятий и подготовке спортсменов.
Согласно пункту 13 Порядка проведения аккредитации, установленного Приказом Минспорта России от 1 августа 2014 г. N 663, статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации региональной общественной организации или структурного подразделения (регионального отделения) общероссийской спортивной федерации в качестве региональной спортивной федерации.
Сторонами не оспаривается, что РОО "ТОФК" имеет действующую государственную аккредитацию.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" федерация наделяется полномочием по обеспечению развития соответствующего вида спорта в субъекте Российской Федерации в соответствии с программой развития вида спорта в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 указанного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта.
Спортивные федерации в силу пункта 1.1 статьи 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" являются субъектами физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Из пункта 2.1 Устава следует, что основными целями РОО "ТОФК" являются, в том числе, развитие каратэ как вида спорта, организация и проведение спортивных мероприятий, а также подготовка спортсменов; содействие пропаганде и развитию стилей каратэ в Томской области; организационное и научно-методическое обеспечение занятий по стилям каратэ, совершенствование уровня подготовки спортсменов, тренеров, инструкторов, судей и других категорий актива путем проведения семинаров, аттестаций, соревнований.
Согласно пункту 2.2 Устава предмет деятельности федерации - совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются общественно-полезные цели, предусмотренные уставом, а именно: проведение чемпионатов Томской области по каратэ по правилам Федерации Каратэ России, а также другие турниры, в том числе и международные, в рамках стилей каратэ; проведение подготовки спортсменов, тренеров, инструкторов и судей, формирование состава сборной Томской области по каратэ для участия в Российских, европейских и мировых чемпионатов, а также других турнирах в рамках стилей каратэ; представление в установленном порядке спортсменов, тренеров, судей и других специалистов к поощрению или наложению взысканий; участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством; представление и защита своих прав, законных интересов своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединения.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено и следует из материалов дела, Штерн Ф.В. 12 января 2022 г. обратился в РОО "ТОФК" с заявлением, в котором просил направить итоговые протоколы соревнований. Данное обращение административным ответчиком не рассмотрено, ответ на него либо уведомление о направлении обращения в адрес уполномоченного органа государственной власти, не дан.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, установив, что РОО "ТОФК", является организацией, осуществляющей публично значимые функции, пришел к выводу, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", признав бездействие РОО "ТОФК", выразившееся в нерассмотрении заявления Штерна Ф.В. незаконным, возложив на РОО "ТОФК" обязанность рассмотреть заявление.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Принимая во внимание, что обращение Штерна Ф.В. было связано с проведенными РОО "ТОФК" открытых соревнований "Сибирский тигр" и Открытого турнира "Тигренок Сибири", суды пришли к правильному выводу, что обращение подлежало рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба РОО "ТОФК" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 9 сентября 2022 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.