Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-779/2022 (УИД 42RS0037-01-2022-001328-87) по иску Кратовского А.Ю. к Управлению социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа о признании права на получением мер социальной поддержки и возмещении утраченного дохода
по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кратовский А.Ю, (далее по тексту - Кратовский А.Ю, истец) обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа (далее по тексту - УСЗН администрации Юргинского муниципального округа, ответчик) о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении утраченного дохода.
Требования мотивированы тем, что Кратовский А.Ю. с 1 сентября 2020 г. обучается в Кузбасском государственном техническом университете на бюджетной основе и является получателем, в том числе, социальной стипендии. Также ему выплачивалась повышенная государственная социальная стипендия, поскольку в 2020 году он предоставлял в учебное заведение документ, подтверждающий назначение ему государственной социальной помощи. Для дальнейшего получения повышенной государственной социальной стипендии ему требовалось предоставить новую справку, в связи с чем в октябре 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указал, что проживает в неполной малоимущей семье, также указал о получении им дохода в виде повышенной социальной стипендии, государственной академической стипендии и социальной стипендии за три предшествующих месяца до обращения.
Уведомлением УСЗН администрации Юргинского муниципального округа от 14 октября 2021 г. N истцу отказано в выдаче справки о величине среднедушевого дохода семьи для получения повышенной социальной у стипендии, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.
С указанным решением истец не согласен, считает, что социальная стипендия и повышенная социальная стипендия не правомерно были учтены ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи.
В результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи истцу причинены убытки в виде неполученной государственной повышенной социальной стипендии за три месяца (ноябрь, декабрь 2021 года и январь 2022 года) в размере 45 000 рублей.
Истец просил признать незаконным решение УСЗН администрации Юргинского муниципального округа об отказе в назначении государственной социальной помощи и отказе в предоставлении справки для получения мер социальной поддержки; обязать ответчика принять новое решение о назначении ему государственной социальной помощи, выдать уведомление о признании малоимущим; взыскать с ответчика в его пользу убытки в виде неполученной государственной социальной стипендии с ноября 2021 года по январь 2022 года в размере 45 000 рублей.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены. Решение УСЗН администрации Юргинского муниципального округа от 14 октября 2021 г. N об отказе Кратовскому А.Ю. в назначении государственной социальной помощи и предоставлении справки о признании малоимущим для получения мер социальной поддержки признано незаконным. На ответчика возложена обязанность назначить государственную социальную помощь Кратовскому А.Ю. с 14 октября 2021 г.
С ответчика в пользу истца взысканы убытки в виде неполученной государственной повышенной социальной стипендии с ноября 2021 по январь 2022 в размере 45 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 550 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г. постановлено решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. в части взыскания с Управления социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа в пользу Кратовского А.Ю. убытков в виде неполученной повышенной государственной социальной стипендии и взыскания в доход местного бюджета государственной пошлины отменить.
В удовлетворении исковых требований Кратовского А.Ю. о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа убытков в виде неполученной повышенной государственной социальной стипендии отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Управлением социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов, истец Кратовский А.Ю. с 1 сентября 2020 г. обучается в Кузбасском государственном техническом университете за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета очной формы обучения, в настоящее время обучается на 2 курсе строительного института.
С момента зачисления и по настоящее время истцу выплачиваются следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия, государственная социальная стипендия и повышенная государственная социальная стипендия.
Приказом КузГТУ от 29 сентября 2021 г. N "О назначении государственной социальной стипендии в повышенном размере" Кратовскому А.Ю. была назначена выплата государственной социальной стипендии в повышенном размере на период с 1 июля 2021 г. по 27 октября 2021 г. Основанием для назначения данной стипендии явилось Уведомление N от 28 октября 2020 г. о назначении государственной социальной помощи, выданное ответчиком.
В октябре 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в котором указал, что проживает в неполной малоимущей семье, также указал о получении им дохода в виде повышенной социальной стипендии, государственной академической стипендии и социальной стипендии за три предшествующих месяца до обращения.
Решением УСЗН администрации Юргинского муниципального округа от 14 октября 2021 г. N истцу отказано в назначении государственной социальной помощи, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума трудоспособного гражданина.
На основании указанного решения выдано Уведомление N от 14 октября 2021 г. об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
К таким выводам ответчик пришел на основании произведенного расчета среднедушевого дохода Кратовского А.Ю. за 3 предшествующих месяца (с июля по сентябрь 2021 года), который составил 17 840 рублей 67 копеек, что превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения в Кемеровской области, установленного Постановлением Правительства Кемеровской области от 29 января 2021 г. N "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кемеровской области- Кузбассе на 2021 год" - 11 354 рубля.
Судом установлено, что на ноябрь 2021 у Кратовского А.Ю. имелись все условия (за исключением уведомления об оказании государственной социальной помощи) для назначения ему выплаты государственной социальной стипендии в повышенном размере: он являлся студентом второго курса по программе бакалавриата, имел оценки успеваемости "отлично" и "хорошо" по итогам прохождения второй промежуточной аттестации, предусмотренной календарным учебным графиком. Указанные обстоятельства подтверждены ответом на запрос суда апелляционной инстанции и документами, представленными во исполнение данного запроса.
Не согласившись с таким решением, истец указал, что ответчик необоснованно при расчете среднедушевого дохода за последние три месяца включил в сумму расчета уже получаемую истцом государственную социальную стипендию.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статей 1, 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N44-ФЗ, установив, что ежемесячно выплачиваемые Кратовскому А.Ю. социальная стипендия и повышенная социальная стипендия неправомерно были учтены при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, поскольку оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятое Управлением социальной защиты населения администрации Юргинского муниципального округа решение об отказе в назначении государственной социальной помощи было основано на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорные отношения, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что решение Управления социальной защиты населения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки от 14.10.2021 N является незаконным, в результате незаконного отказа в выдаче справки на получение государственной социальной помощи Кратовскому А.Ю. причинены убытки в виде неполученной им государственной социальной стипендии, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа в пользу Кратовского А.Ю. убытков в виде неполученной повышенной социальной стипендии за период с ноября 2021 г. по января 2022 г. в размере 45 000 рублей (15 000 рублей х 3 месяца).
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда в части признания незаконным решения УСЗН администрации Юргинского муниципального округа от 14 октября 2021 г. N об отказе Кратовскому А.Ю. в назначении государственной социальной помощи и предоставлении справки о признании малоимущим для получения мер социальной поддержки, а также в части возложения на ответчика обязанности назначить государственную социальную помощь Кратовскому А.Ю. с 14 октября 2021 г, поскольку выводы суда о том, что оказываемая государством социальная помощь в виде государственной социальной стипендии, в силу прямого запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", не должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Однако, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда пришла к выводу о необоснованности взыскания с ответчика убытков в виде недополученной повышенной государственной социальной стипендии и взыскании в доход местного бюджета государственной пошлины, поскольку назначение государственной социальной стипендии осуществляется образовательным учреждением в котором обучается истец, и он не лишен права обратиться за назначением соответствующей выплаты в указанное учреждение. Кроме того, в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции в неотмененной части и выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона).
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 8 Федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 8, статьей 11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ее размер, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания социальной помощи в Кемеровской области установлены Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. N140-ОЗ "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" (далее по тексту - Закон Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. N140-ОЗ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. N140-ОЗ получателями государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом являются малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленных высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса величин прожиточных минимумов соответствующей социально-демографической группы населения.
Статьей 2.1 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. N140-ОЗ предусмотрено, что в Кемеровской области - Кузбассе оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальное пособие, денежная выплата на основании социального контракта).
Частями 1 и 2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. N140-ОЗ предусмотрено, что размер социального пособия для малоимущей семьи определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума семьи и среднедушевым доходом семьи, но не более размера, установленного в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случая, установленного пунктом 2.1 настоящей статьи. Размер социального пособия малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения и доходом гражданина, но не более размера, установленного в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случая, установленного пунктом 2.1 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ установлено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", которым предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (статья 4).
При этом в соответствии с положениями статьи 15 указанного Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N44-ФЗ доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N512.
Подпунктом "д" пункта 1 названного Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (пункт 2 Перечня).
Из преамбулы Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ следует, что указанный Федеральный закон определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом по смыслу приведенных положений законодательство Российской Федерации о государственной социальной помощи состоит не только из Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, но и других законов и подзаконных актов федерального и регионального уровня, то есть включает в себя разнообразные правовые источники.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ, стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Статьей 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ в Российской Федерации предусмотрены, в том числе следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия студентам и государственная социальная стипендия студентам.
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Государственная социальная стипендия назначается:
- студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- а также студентам, получившим государственную социальную помощь, которая назначается им со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N1663 (далее - Порядок).
Из пункта 5 Порядка следует, что государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.
Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно"; отсутствие академической задолженности.
В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы, назначается государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в повышенном размере. Сумма указанных стипендий не может составлять менее величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда этой федеральной государственной образовательной организации высшего образования (пункт 14 Порядка).
В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 19 Порядка государственная социальная стипендия назначается студенту распорядительным актом руководителя Организации со дня представления в Организацию документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, по месяц прекращения действия основания ее назначения (за исключением категории лиц, получивших государственную социальную помощь).
Студентам, относящимся к категории лиц, получивших государственную социальную помощь, государственная социальная стипендия назначается распорядительным актом руководителя Организации со дня представления в Организацию документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N1390, в соответствии с пунктом 3 которых федеральным государственным образовательным организациям высшего образования в составе стипендиального фонда предусматриваются, в том числе средства на повышение государственных академических стипендий и (или) государственных социальных стипендий студентам первого и второго курсов, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что государственная социальная стипендия, в отличие от государственной академической стипендии, является особым видом государственной социальной помощи, оказываемой конкретной категории граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г..N273-ФЗ, то есть определенным в нем категориям студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что поскольку государственная социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи, то при расчете среднедушевого дохода истца для признания за ним права на оказание государственной социальной помощи она учету не подлежала.
Обоснованность именно такого толкования приведенных нормативных положений подтверждается также тем, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г..N273-ФЗ назначение государственной социальной стипендии осуществляется студентам, получившим государственную социальную помощь, аналогичные разъяснения приведены в Письме Минобрнауки России от 19 декабря 2016 г..NЛО-2003/05 "О государственной социальной стипендии", при этом государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов сроком на один год со дня назначения государственной социальной помощи, тогда как иное толкование приведенных норм права приведет к тому, что студент, первоначально признанный малоимущим и поэтому имеющий право на назначение государственной социальной помощи и, как следствие, право на получение государственной социальной стипендии, по истечении годичного срока выплаты такой стипендии фактически лишается возможности быть признанным малоимущим в последующие три месяца (при неизменности его социального статуса) только в связи с тем, что в составе его дохода за предшествующие три месяца будет учтена государственная социальная стипендия, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа от 14 октября 2021 г..N9 об отказе Кратовскому А.Ю. в назначении государственной социальной помощи и предоставлении справки о признании малоимущим для получения мер социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы о том, что государственная социальная стипендия не подпадает под понятие государственной социальной помощи и подлежит учету при определении среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку повторяют процессуальную позицию стороны ответчика, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, либо опровергали выводы суда, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие кассатора с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, основаны на субъективной оценке ответчиком фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции в неотмененной части и суд апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем принятые по делу решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г. отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 мая 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации Юргинского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.