Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилова О. Н., рассмотрев гражданское дело N 13-105/2022 (80RS0003-01-2022-000435-29) по исковому заявлению прокурора Дульдургинского района в защите интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Урейский угольный разрез" о возложении обязанности соблюдать требования постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортном" при погрузке угля в транспортные средства перевозчиков, на период действия лицензии на пользование недрами, по заявлению об отзыве исполнительного документа, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственности "Урейский угольный разрез" на определение Дульдургинского районного Забайкальского края от 25 августа 2022 г., апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г.
установил:
решением Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 9 января 2020 года удовлетворен иск прокурора Дульдургинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Урейский угольный разрез" о возложении обязанности. На Общество с ограниченной ответственностью "Урейский угольный разрез" (ОГРН 1177536002566) возложена обязанность соблюдать требования постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" при погрузке угля в транспортные средства перевозчиков, на период действия лицензии на пользование недрами. С Общества с ограниченной ответственностью "Урейский угольный разрез" взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального района "Дульдургинский район" в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей. Решение обращено к немедленному исполнению.
12 августа 2022 года в Дульдургинский районный суд Забайкальского края поступило заявление представителя ООО "Урейский угольный разрез" Федорченко Е.А. об отзыве исполнительного листа, в обоснование которого заявитель ссылался на то, что принудительное исполнение указанного решения службой судебных приставов-исполнителей невозможно, поскольку проверка соблюдения законодательства в сфере транспорта возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Таким образом, не отнесенное к компетенции службы судебных приставов исполнение решения суда не является законным, а возбужденное исполнительное производство в отношении заявителя приводит к ограничению его хозяйственной деятельности со стороны судебных приставов-исполнителей (наложение ограничения в части проведения регистрационных действий, взыскание исполнительского сбора) и другим материальным затратам.
Определением Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 25 августа 2022 г. в удовлетворении заявления ООО "Урейский угольный разрез" об отзыве исполнительного документа, выданного по решению суда от 9 января 2020 г, отказано.
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. определение суда первой инстанции от 25 августа 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Урейский угольный разрез" просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, мотивируя тем, что обжалуемые определения вынесены с нарушением норм материального права. Возложение на службу судебных пристав-исполнителей исполнения решения по проверке соблюдения законодательства в сфере транспорта не отнесено к их компетенции и является незаконным, а возбужденное исполнительное производство в отношении ООО "Урейский угольный разрез" приводит к ограничению хозяйственной деятельности предприятия. На заявителя возложена обязанность по соблюдению требований постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" при погрузке угля в транспортные средства перевозчиков на период действия лицензии на пользование недрами. Указанное постановление Правительства РФ утратило силу с 1 января 2021 г. на основании постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742. Обращает внимание, что исполнительные листы выдаются только на основании судебных актов, возлагающих на должника обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, судом не выдаются. Решением суда на ООО "Урейский угольный разрез" не возлагалась обязанность по передаче имущества, совершению в пользу истца определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, в связи с чем, имеются основания для отзыва исполнительного листа как ошибочно выданного.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 379.5 Гражданском процессуальным кодексом Российской Федерации, без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Из материалов дела следует, что решением Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 9 января 2020 года на ООО "Урейский угольный разрез" возложена обязанность соблюдать требования постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" при погрузке угля в транспортные средства перевозчиков, на период действия лицензии на пользование недрами.
12 августа 2022 г. от ООО "Урейский угольный разрез" поступило заявление об отзыве исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу решение суда от 9 января 2020 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что исполнительный лист по данному делу выдан 24 марта 2020 г, то есть после вступления решения суда от 9 января 2020 г. в законную силу, оснований для отзыва исполнительного листа на основании ч. 4 ст. 428 ГПК РФ не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, не усматривая оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В силу ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии с ч. 4 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.
Таким образом, ч. 4 ст. 428 ГПК РФ предусматривает признание ничтожным и подлежащим отзыву исполнительного листа только в случае его выдачи до вступления в законную силу судебного акта, других условий для отзыва исполнительного листа не предусмотрено.
По смыслу нормы части 4 статьи 428 ГПК РФ, отзыв исполнительного документа судом, представляет собой процессуальное действие, суть которого состоит не в достижении результата в виде фактического возврата такого исполнительного документа в орган, его выдавший, а в осуществлении органом, выдавшим указанный документ, публичного объявления отсутствия у данного документа силы исполнительного документа.
При рассмотрении заявления ООО "Урейский угольный разрез" установлено, что исполнительный лист по данному делу выдан 24 марта 2020 г, то есть после вступления решения суда от 9 января 2020 г. в законную силу.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определенных действий или воздержание от совершения определенных действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 1 Закона).
Исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Вопреки доводам кассатора, судом апелляционной инстанции верно указано, что поскольку исполнительный документ содержал указание об исполнении ответчиком возложенной на него обязанности, судом был выдан исполнительный лист, принятый на исполнение службой судебных приставов.
Отклоняя ссылку заявителя о том, что исполнительный лист подлежит отзыву, так как постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", положения которого подлежали исполнению по решению суда, признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства от 26 октября 2020 г. N 1742, суды обоснованно указали, что в данном случае ООО "Урейский угольный разрез" выражает несогласие с постановленным судебным актом, что не является основанием для отзыва исполнительного документа.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отзыва и возврата исполнительного листа.
Доводы, приведенные заявителя в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права, выражают исключительно несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств, исследованных судами и получивших должную правовую оценку по делу, и выводов суда по фактическим обстоятельствам спора, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационным судом общей юрисдикции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Дульдургинского районного Забайкальского края от 25 августа 2022 г, апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Урейский угольный разрез" - без удовлетворения.
Судья О. Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.