Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1216/2020 (УИД 38RS0022-01-2021-000445-26) по иску Донской Евгении Анатольевны, Донского Алексея Анатольевича к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области о признании права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Донской Евгении Анатольевны, Донского Алексея Анатольевича на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 17 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Донская Евгения Анатольевна (далее по тексту - Донская Е.А, истец), Донской Алексей Анатольевич (далее по тексту - Донской А.А, истец) обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области о признании права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 г. установлен факт проживания, в том числе, Донского А.А, Донской Е.А. по адресу: "адрес", за истцами признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Истцы включены в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи. Матери истцов ФИО3 было выдано свидетельство на приобретение жилого помещения, утраченного в результате паводка, без учета Донского А.А, Донской Е.А.
Решением Тайшетского городского суда от 31 августа 2020 г. Донской Е.А, Донскому А.А. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в получении свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
С учетом изложенного, просили обязать Российскую Федерацию в лице казны Российской Федерации выдать им два жилищных сертификата для реализации самостоятельно каждому права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения согласно нормам предоставления жилья.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 17 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. решение Тайшетского городского суда от 17 августа 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Донская Е.А, Донской А.А. просят отменить решение Тайшетского городского суда от 17 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением судебного департамента по Иркутской области представлен письменный отзыв.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменном возражении на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2019 г. за ФИО3 признано право собственности на дом, расположенный по адресу: "адрес", в силу приобретательной давности.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 г. установлен факт постоянного проживания Донской Е.А, Донского А.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, за Донской Е.А, Донским А.А. признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, на администрацию Зареченского муниципального образования возложена обязанность включить Донскую Е.А, Донского А.А. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Согласно справке о составе семьи, выданной администрацией Зареченского муниципального образования 1 июня 2020 г. ФИО15 зарегистрирована по адресу: "адрес", с 18 ноября 2011 г, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: "данные изъяты" ФИО4, "данные изъяты" Донской Алексей Анатольевич, "данные изъяты" ФИО5, "данные изъяты" Донская Евгения Анатольевна, сын ФИО6, сын ФИО7.
Заключением межведомственной комиссии от 22 июля 2019 г. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания.
12 сентября 2019 г. ФИО3 выдано свидетельство N на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с учетом 6 (шести) членов семьи: ФИО4, ФИО7, ФИО5, ФИО8 и ФИО9.
За счет средств указанного свидетельства ФИО3 приобретены жилые помещения на общую сумму 2940476, 00 рублей.
Сертификат получен ФИО3 и реализован.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что повторное предоставление социальной выплаты, увеличение размера социальной выплаты или предоставление дополнительного свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, выделения и выдачи денежных средств лично истцам не предусмотрено, тогда как факт того, что в судебном порядке установлен факт проживания истцов в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не является основанием для предоставления свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку указанное свидетельство в связи с утратой данного жилого помещения уже выдано и реализовано.
Кроме того, суд первой инстанции не установилнезаконных действий со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казны Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области в отношении истцов.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области".
Трансферт предоставляется, в том числе, на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации, приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" настоящего пункта.
Перечисленные мероприятия реализуются в отношении граждан, отвечающим требованиям пункта 4 Правил, а именно: граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы
площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области (пункт 9 Правил).
Трансферт предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства Иркутской области, в целях софинансирования которых предоставляется трансферт, наличие в бюджете Иркутской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Иркутской области, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, и обеспечение уровня софинансирования указанного расходного обязательства бюджета Иркутской области за счет трансферта в размере: 100 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил, 79 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами "б" и "д" пункта 3 настоящих Правил, заключение соглашений о предоставлении трансферта между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Одним из условий предоставление трансферта на предоставление ассигнований для приобретения или строительства утраченных жилых помещений, является, что мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно (пункт 5 Правил).
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N утверждено Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Социальные выплаты предоставляются на следующие цели: приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды первой и апелляционной жалобы пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку матери истцов ФИО3 12 сентября 2019 г. выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с учетом 6 членов семьи, судами установлено, что сертификат получен ФИО3 и реализован, за счет средств указанного свидетельства ФИО3 приобретены жилые помещения, тогда как согласно пункту 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N, социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.
Установление в судебном порядке решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 г. факта постоянного проживания Донской Е.А, Донского А.А. в указанном жилом помещении правомерно не принято судами первой и апелляционной инстанции во внимание, поскольку матерью истцов ФИО3 свидетельство на получение социальной выплаты получено ранее - 12 сентября 2019 г, полученный на его основании сертификат реализован.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию истцов, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как им судами дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истцов, основаны на ихсубъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителей подлежат отклонению.
Юридически значимые обстоятельства дела судами определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 17 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Донской Евгении Анатольевны, Донского Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.