Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-155/2022; УИД: 42RS0039-01-2022-000230-74 по иску Сурковой Веры Владимировны к администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы о признании решения органа местного самоуправления незаконным, по кассационной жалобе Сурковой Веры Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 января 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Суркова В.В. обратилась в суд с иском к администрации Ижморского муниципального округа о признании решения органа местного самоуправления от 29 марта 2022 г. незаконным, включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет.
Требования обоснованы тем, что с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. она занимала должности муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на 7 февраля 2020 г. составил 12 лет 9 месяцев 4 дня.
28 февраля 2022 г. истец обратилась в администрацию Ижморского муниципального округа (в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы) с заявлением о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке периодов работы на иных предприятиях, опыт и знания в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в администрации Ижморского городского поселения.
В заявлении она просила включить в исключительном порядке следующие периоды работы: с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприемного предприятия; с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа; с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо; с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества; с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества; с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества "Ижморское".
Указанные периоды она просила включить в стаж в совокупности 5 лет, что предусмотрено Положением о зачете стажа, при имеющимся стаже на указанных предприятиях более 20 лет.
29 марта 2022 г. комиссия по исчислению стажа муниципальной службы вынесла решение в виде протокола N об отказе в удовлетворении ее требований.
С решением комиссии истец не согласна, считает, что опыт и знания, приобретенные в вышеуказанные периоды работы, способствовали повышению качества и эффективности работы для выполнения обязанностей специалиста первой категории администрации поселка Ижморский, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам.
Просила суд признать решение администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе N от 29 марта 2022 г. незаконным; обязать административного ответчика в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем включения в стаж муниципальной службы Сурковой В.В. в исключительном порядке иных периодов работы, на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет.
Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. постановлено: исковые требования истца Сурковой Веры Владимировны удовлетворить частично; признать решение администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа, изложенное в протоколе N от 29 марта 2022 г. в отношении Сурковой Веры Владимировны незаконным; в остальной части исковых требований Сурковой Вере Владимировне отказать; взыскать с администрации Ижморского муниципального округа в лице комиссии по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа в пользу Сурковой Веры Владимировны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 сентября 2022 г. решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отказано в полном объеме; в остальной части решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. оставлено без изменения.
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2022 г. постановлено: апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 сентября 2022г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 января 2023 г. постановлено:
"решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отказать в полном объеме.
В остальной части решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 30 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сурковой Веры Владимировны - без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Суркова В.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 января 2023 г, как незаконное и необоснованное, в части вынесения нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет. В остальной части определение оставить без изменения.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России истец и ответчик получили судебное извещение 20 марта 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
От представителя администрации Ижморского муниципального округа в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что с 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. истец занимала должность муниципальной службы Ижморского городского поселения. Стаж муниципальной службы на дату увольнения составил 12 лет 9 месяцев 4 дня (при необходимом для назначения пенсии за выслугу лет в 2020 году - 17 лет).
28 февраля 2022 г. Суркова В.В. обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы Ижморского муниципального округа о включении в порядке исключения в стаж муниципальной службы Ижморского муниципального округа периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы Ижморского муниципального округа:
с 9 декабря 1986 г. по 22 июня 1990 г. в должности заместителя главного бухгалтера Ижморского хлебоприемного предприятия. В указанный период она осуществляла организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;
с 25 июня 1990 г. по 7 февраля 1993 г. в должности кассира Ижморского рабкоопа, а впоследствии после его ликвидации Ижморского Райпотребсоюза, и Ижморского райпо. Выполняла работу с кассовой наличностью;
с 8 февраля 1993 г. по 17 августа 2001 г. в должности бухгалтера Ижморского райпо. Выполняла работу, связанную с ведением финансово-хозяйственных операций, учета обязательств и имущества, в том числе оформление приобретения и реализации продукции, изделий, товарно-материальных ценностей и т.д.; расчетом необходимых налогов, взносов, перечислением их в бюджеты разного уровня;
с 18 августа 2001 г. по 1 октября 2003 г. в должности секретаря Ижморского сельского потребительского общества. В указанный период занималась вопросами оформления входящей и исходящей корреспонденции, подготовки проектов ответов на различного рода запросы контролирующих органов, оформления приказов и распоряжений работодателя, ознакомление с ними работников, ведения общего делопроизводства предприятия;
с 1 октября 2003 г. по 11 октября 2005 г. в должности оператора ЭВМ Ижморского сельского потребительского общества;
с 12 октября 2005 г. по 2 мая 2007 г. в должности оператора ЭВМ потребительского общества "Ижморское".
Периоды работы истца в указанные периоды в соответствующих должностях и организациях подтверждаются трудовой книжкой и ответчиком не оспорены.
Из протокола комиссии по исчислению стажа муниципальной службы от 29 марта 2022 г. N следует, что рассмотрев заявление и представленные документы (трудовая книжка) Сурковой В.В. комиссия решила:в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункта 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных гражданских служащих", Закона Кемеровской области от 30 августа 2007 г. N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" и пункта 5 Положения "О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный округ периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденного постановлением администрации Ижморского муниципального округа от 12 января 2021 г. N 9-п, отказать во включении в стаж муниципальной службы периода работы с 8 февраля 1993 г. по 7 февраля 1998 г. бухгалтером Ижморского райпо.
Согласно распоряжению Главы администрации поселка Ижморский от 4 мая 2007 г. N Суркова В.В. принята с 4 мая 2007г. на муниципальную службу муниципальной должности специалиста 1 категории по земельным и имущественным налогам с испытательным сроком 3 месяца.
Из справки МКУ "Ижморский территориальный отдел" от 26 мая 2022 г. следует, что Суркова В.В. была принята в администрацию поселка Ижморский на должность специалиста 1 категории с испытательным сроком 3 месяца, в связи с этим должностная инструкция отсутствует.
Распоряжением администрации поселка Ижморский от 4 августа 2007г. N Суркова В.В. переведена на должность ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам с 6 августа 2007 г.
Трудовой книжкой N, выданной на имя Сурковой В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения подтверждается, что в указанные в административном исковом заявлении периоды она работала в указанных организациях. Также из нее следует, что с 4 мая 2007г. она была принята в администрацию поселка Ижморский, на муниципальную службу муниципальной должности специалистом 1 категории. 4 августа 2007г. переведена на муниципальную должность - ведущий специалист по земельным и имущественным налогам. 10 сентября 2010 г. администрация поселка Ижморский переименована в администрацию Ижморского городского поселения. 15 июня 2015 г. Суркова В.В. переведена на муниципальную должность главного специалиста по земельным и имущественным налогам. 7 февраля 2020г. - уволена по пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация предприятия).
Таким образом, стаж муниципальной службы на 7 февраля 2020г. (дата увольнения с муниципальной службы) составил 12 лет 9 месяцев 4 дня.
Согласно справке МИЦ ПФР Сурковой В.В, с 28 июня 2016г. назначена пенсия по старости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не принято решение в отношении периодов работы истца, указанных в заявлении, а суд органом, компетентным в принятии таких решений, не является.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции. Отменив решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции принял новое решение, которым в удовлетворении исковых требований о включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет отказал в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 103-О "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" (далее по тексту также Закон Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 130-О) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1.1 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 103-О).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 103-О для рассмотрения вопросов по исчислению стажа муниципальной службы в органе местного самоуправления создается комиссия. Порядок создания и деятельности комиссии устанавливается муниципальным правовым актом. В компетенцию комиссии входят вопросы подготовки рекомендаций по определению стажа муниципальной службы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, пенсии за выслугу лет. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решение комиссии должно быть доведено до муниципального служащего в течение 14 дней с момента его принятия. На основании решения комиссии представитель нанимателя (работодатель) издает правовой акт, определяющий стаж (общую продолжительность) муниципальной службы муниципального служащего.
Исчисление стажа муниципальной службы производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж муниципальной службы в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы). Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 103-О).
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона Кемеровской области от 30 июня 2007 г. N 103-О порядок исчисления стажа муниципальной службы, установленный статьей 7 и пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, применяется для исчисления стажа муниципальной службы лиц, поступивших на муниципальную службу после вступления в силу настоящего Закона. В случае если в стаж муниципальной службы лица, поступившего на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона, были зачтены периоды работы (службы), не указанные в статье 7 и пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, данные периоды учитываются при установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также при установлении пенсии за выслугу лет.
Из Положения "О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Ижморского муниципального округа и должности муниципальной службы Ижморского муниципального округа", утвержденного решением Советом народных депутатов Ижморского муниципального округа от 26 января 2017г. N 211 (действующего на момент увольнения административного истца - 7 февраля 2020г.) следует, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют муниципальные служащие администрации Ижморского муниципального района и ее структурных подразделений при наличии на момент увольнения с должности муниципальной службы Ижморского муниципального района стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению (часть 1 статьи 3).
В соответствии с Приложением к указанному Положению, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году - в 2020 составляет 17 лет.
Из Положения "О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденного постановлением администрации Ижморского муниципального района от 3 июня 2013 г. N 477-п следует, что иные периоды работы включаются в стаж муниципальной службы муниципального служащего для установления муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе муниципального образования Ижморский муниципальный район,.., а также для назначения муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 3 данного Положения рассмотрение вопросов о включении в стаж муниципальной службы муниципального служащего иных периодов работы возможно в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения этим муниципальным служащим функций в соответствии с его должностным регламентом не менее одного года и поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. N 49-ОЗ "О муниципальной службе в Кемеровской области", в соответствующей редакции.
Согласно пункту 5 данного Положения иные периоды работы в совокупности не должны превышать 5 лет (по аналогии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации"; Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г. N 50-ОЗ "О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области, и государственным гражданским служащим Кемеровской области").
В силу пункта 6 указанного Положения - решение о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы муниципальным служащим муниципального образования Ижморский муниципальный район принимается на основании выписки из протокола настоящей комиссии: в органах администрации Ижморского муниципального района - приказом руководителей этих органов.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующие вопросы назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим предусматривает возможность включения в стаж муниципальной службы периодов, не указанных в перечне периодов, включаемых в муниципальный стаж -иных периодов, только в исключительных случаях, если характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы, и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения этим муниципальным служащим функций в соответствии с его должностным регламентом не менее одного года и поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. N 49-ОЗ "О муниципальной службе в Кемеровской области", в соответствующей редакции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Суркова В.В. принята на муниципальную службу 4 мая 2007 г, в связи с чем, условие о поступлении на муниципальную службу в период действия Закона Кемеровской области от 16 октября 1998 г. N 49-ОЗ "О муниципальной службе в Кемеровской области", который утратил силу 30 июня 2007 г, соблюдено.
С 4 мая 2007 г. по 7 февраля 2020 г. Сурковой В.В. исполнялись функции муниципального служащего не менее одного года, как того требует Положение "О порядке включения в стаж муниципальной службы муниципального образования Ижморский муниципальный район периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях".
При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, исходя из имеющихся материалов дела, невозможно установить исключительность случая, поскольку материалы дела не содержат доказательств свидетельствующих о том, что характер деятельности, связанный с исполнением должностных обязанностей в периоды работы, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы (периодов работы до 2007 года на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет), и приобретенные при этом опыт и знания необходимы (были необходимы) для выполнения Сурковой В.В. функций в соответствии с ее должностным регламентом.
Оценив обязанности, содержащиеся в должностных инструкциях бухгалтера Ижморского райпо, оператора ЭВМ ПО "Ижморское", кассира рабкоопа, главного специалиста по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения, ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам администрации поселка Ижморский, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что опыт и знания в должности бухгалтера, кассира или оператора ЭВМ не были необходимы для выполнения Сурковой В.В. функций главного специалиста по земельным вопросам администрации Ижморского городского поселения, а впоследствии ведущего специалиста по земельным и имущественным налогам администрации поселка Ижморский.
Кроме того, согласно должностным инструкциям профессиональная направленность работы в каждой из требуемых Сурковой В.В. должности имеет различный характер.
Судом также принято во внимание, что согласно ответу администрации Ижморского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 18 августа 2022 г, заместитель главы Ижморского муниципального округа сообщил, что Суркову В.В. на работу принимал глава поселка О, из пояснений которого следует, что Суркова В.В. принята без специального стажа ввиду отсутствия претендентов на данную должность.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии обстоятельств по делу, которые бы давали право ответчику в порядке исключения включить в стаж вышеназванные должности в организациях и предприятиях в стаж муниципальной службы.
С учетом установленных по делу обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательствах, суд апелляционной инстанции правомерно отказал Сурковой В.В. во включении в стаж муниципальной службы в исключительном порядке иных периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях в совокупности 5 лет.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассатора о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемом судебном акте.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 января 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сурковой Веры Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.