Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-328/2022; УИД: 54RS0018-01-2020-001254-14 по иску Шевченко Владимира Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии досрочно, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шевченко В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области, далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области, пенсионный орган), в котором просил признать решение N от 17 октября 2019 г. Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", незаконным в части не включении в стаж на соответствующих видах работ периодов работы:
с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги;
с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд";
с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма";
с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер";
с 7 февраля 2000 г. по 7 апреля 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги.;
с 18 апреля 2000 г. по 16 июня 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги;
с 26 июня 2000 г. по 13 февраля 2002 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги;
с 14 февраля 2002 г. по 16 февраля 2010 г. в качестве ученика помощника машиниста, спецсостава, машиниста спецсостава, машиниста спецсостава на Рельсосварочном поезде ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога".
Установить факт тождественного выполнения особого характера работы и условий труда Шевченко Владимира Анатольевича в периоды: с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги; с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд" Промышленновский песчаный карьер; с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998 г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма"; с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер"; с 7 февраля 2000 г. по 7 апреля 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленноводой дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги; с 18 апреля 2000 г. по 16 июня 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги; с 26 июня 2000 г. по 13 февраля 2002 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги; с 14 февраля 2002 г. по 16 февраля 2010 г. в качестве ученика помощника машиниста, спецсостава, машиниста спецсостава, машиниста спецсостава на Рельсосварочном поезде ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога", дающие право на досрочное пенсионное обеспечение и подтверждающие льготный характер работы.
Зачесть в стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Шевченко В.А. вышеуказанные периоды работы.
Обязать ответчика назначить Шевченко В.А. досрочную страховую пенсию по старости с 24 сентября 2019 г. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб. и расходы за услуги представителя 30000 руб.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2022 г, постановлено:
"Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 17 октября 2019г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части.
Зачесть в стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Шевченко Владимиру Анатольевичу, периоды его трудовой деятельности: с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги, с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд", с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998 г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма", с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер", всего 9 лет 06 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирской области включить Шевченко Владимиру Анатольевичу в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды его трудовой деятельности с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги, с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд", с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998 г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма", с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер".
В остальной части исковых требований отказать".
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области Булатова О.А. просит отменить решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2022 г. в части признания решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Искитиме Новосибирской области (межрайонное) от 17 октября 2019 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов трудовой деятельности Шевченко В.А. с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги, с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд", с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998 г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма", с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер". В удовлетворении исковых требований Шевченко В.А. отказать в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России истец получил судебное извещение 4 апреля 2023 г, ответчик получил судебное извещение 24 марта 2023 г, третье лицо- Тогучинская дистанция пути Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" не получил, судебное извещение вернулось в суд по истечении срока хранения), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Шевченко В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 24 сентября 2019г. обратился в пенсионный орган с заявлением и документами для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчиком принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости, так как не представлено документов, подтверждающих требуемый стаж на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 06 месяцев).
При этом в специальный стаж пенсионным органом были зачтены периоды работы истца: с 13 января 1989 г. по 3 февраля 1994 г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Беловского отделения Кемеровской железной дороги;
с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд";
с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма";
с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер";
с 7 февраля 2000 г. по 7 апреля 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги.;
с 18 апреля 2000 г. по 16 июня 2000 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги;
с 26 июня 2000 г. по 13 февраля 2002 г. в качестве монтера пути 2 разряда Промышленновской дистанции пути Западно- Сибирской железной дороги;
с 14 февраля 2002 г. по 16 февраля 2010 г. в качестве ученика помощника машиниста, спецсостава, машиниста спецсостава, машиниста спецсостава на Рельсосварочном поезде ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога".
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку установил, что в указанные периоды истец выполнял работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В указанный Список профессий включены профессии "кондуктор грузовых поездов" и "составитель поездов".
До принятия указанного Списка время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ засчитывалось в соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, которым право на досрочную пенсию по старости также было предоставлено "кондукторам грузовых поездов".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 апреля 2018 г. N 953-О, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 г. - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что кондуктор грузовых поездов и главный кондуктор грузовых поездов являются самостоятельными профессиями, тарифицируются различными тарифными разрядами, так как работа кондуктора грузовых поездов связана с обслуживанием поездов на путях магистрального железнодорожного транспорта, а работа кондуктора главного связана с руководящей деятельностью, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Суды правильно исходили из того, что работа Шевченко А.В. с 13 января 1989г. по 3 февраля 1994г. в качестве главного кондуктора грузовых поездов станции Падунская Ведовского отделения Кемеровской железной дороги подтверждается трудовой книжкой, справкой, уточняющей характер работы и условий труда, согласно которой Шевченко А.В. работал в режиме полной рабочей недели, полный рабочий день на соответствующей должности, которая предоставляет право на льготное пенсионное обеспечение.
Пунктом 3 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01 апреля 2003 г. N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые были предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
В силу пункта 8 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 г. N 5/8, если в Список от 22 августа 1956 г. включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в Список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.
В пункте 9 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" указано, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Сборник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, содержит характеристику работ кондуктора грузовых поездов и описание того, что должен знать кондуктор грузовых поездов. Должность "кондуктор главный грузовых поездов" в ЕТКС отмечена в примечании, где указано, что кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Из приведенных в справочнике тарифно-квалификационных характеристик следует вывод, что у кондуктора главного грузовых поездов та же характеристика работ, что и у кондуктора грузовых поездов, разница лишь в возложении дополнительных обязанностей по руководству кондукторской бригадой или маневровой работой.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367, предусматривает профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов", которые включены в первый раздел - профессии рабочих, который включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), который у обеих профессий указан под кодом выпуска 56. Профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов" относятся к одной группе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) - 5112.
"Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 298, представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований. Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих. Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы. В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др, определяющие квалификацию и специализацию работников.
Названные профессии имеют лишь разный диапазон тарифных разрядов: "кондуктор главный грузовых поездов" 3-5; "кондуктор грузовых поездов" 2-4.
Поскольку правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку N 2 от 22 августа 1956 г, так и по Списку от 24 апреля 1992 г, пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы (производная профессия), суды правомерно включили указанный период работы в специальный стаж истца.
Разрешая требования истца о периодах работы с 24 апреля 1995 г. по 13 июня 1997 г. в качестве составителя поездов на АО "Кузбасснеруд"; с 16 июня 1997 г. по 1 августа 1998 г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма"; с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер", суд первой инстанции приняв во внимание сведения, содержащиеся в трудовой книжке, справках, обоснованно пришел к вводу, с правомерностью которого согласился суд апелляционной инстанции, что в спорный период времени истец выполнял обязанности составителя поездов, полный рабочий день, в связи с чем имеются основания для включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии указанных периодов на основании пункта 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 предусмотрена должность - "составители поездов".
Согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 56. Раздел: Железнодорожный транспорт и метрополитен (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) (с изменениями и дополнениями), а также должностной инструкции составителя поездов, характер работы составителя поездов заключается в следующем: руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование - формирование составов и групп вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, их парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Осуществление перевода при маневрах нецентрализованных стрелок, расцепление вагонов, регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава, обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза и т.д.
Соответственно правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются не только работники железнодорожного транспорта общего пользования, но и железнодорожного транспорта необщего пользования, технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 (в редакции от 1 октября 1999 г.) "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Разъяснение) предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца следует, что с 24 апреля 1995г. он был принят в качестве составителя поездов 4 разряда на АО "Кузбасснеруд", 13 июня 1997г. в связи с реорганизацией уволен переводом в ОАО "Сибирские стройматериалы", с 16 июня 1997г. по 1 августа 1998г. в качестве составителя в ООО "Тарсьма", уволен переводом в ООО "Промышленновский песчаный карьер"; с 1 августа 1998г. по 7 октября 1999г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер".
Сведения, содержащиеся в трудовой книжке согласуются со справкой, выданной ООО "Промышленный песчаный карьер", согласно которой Шевченко В.А. работал на ООО "Промышленновский песчаный карьер" непосредственно в качестве составителя поездов с 23 апреля 1995г. по 7 октября 1999г, при этом имеется ссылка на соответствующие приказы о приеме и увольнении истца, даты и номера которых совпадают с данными приказов, которые отражены в трудовой книжке истца. Также указано на основания выдачи соответствующей справки - первичные документы работодателя - штатные расписания, приказы по личному составу, расчетные ведомости за 1995-1999. Имеется ссылка на то, что данная профессия, которую занимал истец, подлежит учету при определении льготного стажа по Списку 2 ЗП 12Д. Аналогичные сведения содержатся в справке работодателя от 20 августа 2009 г..
Данные обстоятельства также подтверждены справкой ООО "Промышленный песчаный карьер" от 29 апреля 2019г. N о начислении заработной платы истцу за период с 1998 по 1999, в которой имеется ссылка на не сохранение документов за период с 1995-1997, что объективно не может повлечь нарушение прав работника.
Согласно справке о реорганизациях, переименованиях, АООТ "Кузбаснснеруд" переименовано в ОАО "Сибирские строительные материалы на основании решения от 2 июня 1997г, которое в последующем на основании решения от 4 июня 1997г. переименовано в ОО "Тарсьма", которое в последующем переименовано в ООО "Промышленный песчаный карьер" на основании решения от 21 июля 1998г. ООО Промышленный песчаный карьер" является правопреемником ООО "Тарсьма", что также подтверждено справкой от 29 апреля 2019г. N ООО "Промышленный песчаный карьер".
По данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец в спорный период трудовой деятельности в АО Кузбасснеруд, Промышленный песчаный карьер, ОООО "Тарсьма", ООО "Промышленновский песчаный карьер" занимал должность составитель поездов, в связи с чем доводы ответчика о том, что занимаемая истцом должность в спорный период не предусмотрена соответствующими Списками, опровергаются материалами дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств правильным является вывод судов о наличии оснований для включения указанных периодов в льготный стаж, поскольку совокупностью доказательств подтвержден факт выполнения истцом работы полный рабочий день, на должности составитель поездов, трудовые функции которого непосредственно были связаны с осуществлением организации перевозок и обеспечением безопасность движения на железнодорожном транспорте.
При этом организации, в которых истец в спорный период, выполнял свои функции, использовали железнодорожный транспорт необщего пользования, технологический железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территориях организации и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, работа истца в спорные периоды соответствовала особым условиям труда.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о необоснованном включении в стаж, дающий право на досрочное назначение стразовой пенсии периода работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку спорный период указан работодателем без кода льготы, основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений не является.
Как следует из письменных материалов гражданского дела истец застрахован в системе обязательного пенсионного страхования 18 ноября 1998 г.
Период работы истца с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер" по сведениям индивидуального персонифицированного учета указан без кода льгот.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из совокупности исследованных судом доказательств, в том числе справки ООО "Промышленновский песчаный карьер", судом установлено, что период работы истца с 1 августа 1998 г. по 7 октября 1999 г. в качестве составителя в ООО "Промышленновский песчаный карьер" подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку в указанный период истец в течение полного рабочего дня выполнял обязанности составителя поездов (должность, которая включена в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272), в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования в указанной части.
Выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 7 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.