Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Советского районного суда г. Томска, гражданское дело N 2-2209/2022, УИД 70RS0004-01-2021-002207-35 по иску Собянина Дмитрия Анатольевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области о признании незаконными действий по снятию с учёта очередников Жилищной комиссии на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 5 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 декабря 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области Аникиной Е.Ю, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Собянина Д.А. и его представителя адвоката Фомченковой Н.В, действующей на основании ордера, поддержавших доводы письменных возражений на кассационную жалобу, третьего лица Собяниной Л.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Собянин Д.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области (далее - Управление Росгвардии по Томской области), в котором просил признать незаконными действия жилищной комиссии по снятию его с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска Собянин Д.А. указал, что 16 февраля 2021 г. жилищной комиссией Управления Росгвардии по Томской области был снят с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпунктов "б", "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, с составом семьи 4 человека (Собянин Д.А, супруга Собянина Л.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын С.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын С.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Данное решение оформлено Протоколом от 16 февраля 2021 г. N, утверждено приказом начальника Управления Росгвардии по Томской области 24 февраля 2021 г. N.
Собянин Д.А. полагает действия Управления Росгвардии по Томской области по снятию его с составом семьи 4 человека с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не законными.
Собянин Д.А. указывает, что проживает в жилом помещении - двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 6 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", на основании договора безвозмездного пользования, заключённого с С.3, зарегистрирован в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ Его супруга и дети также зарегистрированы по указанному адресу. Членами семьи сестры С.3 он, его супруга и дети не являются. Отчуждение ДД.ММ.ГГГГ супругой Собяниной Л.В. 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" не является случаем, относящимся к части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, так как он с членами семьи принят на учёт (а также приобрёл право состоять на учёте) в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты задолго до отчуждения доли его супругой в праве на жилое помещение. Кроме того, нарушен порядок созыва Жилищной комиссии.
Решением Советского районного суда г. Томска от 20 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Томского областного суда от 27 октября 2021 г, исковые требования Собянина Д.А. удовлетворены. Действия Управления Росгвардии по Томской области по снятию Собянина Д.А. с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признаны незаконными.
Определением Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции от 19 мая 2022 г. решение Советского районного суда г. Томска от 20 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27 октября 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Советского районного суда г. Томска от 5 августа 2022 г. исковые требования Собянина Д.А. к Управлению Росгвардии по Томской области о признании незаконными действий по снятию с учёта очередников Жилищной комиссии на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 декабря 2022 г. решение Советского районного суда г. Томска от 5 августа 2022 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Собянина Д.А. удовлетворены.
Признаны незаконными действия Управления Росгвардии по Томской области по снятию 16 февраля 2021 г. с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Собянина Дмитрия Анатольевича с составом семьи из четырёх человек, включая супругу Собянину Людмилу Владимировну, сына С.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына С.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С управления Росгвардии по Томской области в пользу Собянина Д.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Управление Росгвардии по Томской области просит изменить мотивировочную часть решения Советского районного суда г. Томска от 5 августа 2022 г. в части суждений суда об определении порядка пользования квартирой на основании договоров безвозмездного пользования и не признания Собянина Д.А. членом семьи С.3 исходя из статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения в указанной части об отказе в удовлетворении требований Собянина; отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 декабря 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Собянина Д.А. - Фомченковой Н.В. принесены письменные возражения.
В силу части первой статьи 376, части второй статьи 377 ГПК РФ кассационная жалоба подаётся на вступившие в законную силу судебные постановления.
В кассационной жалобе Управление Росгвардии по Томской области просит изменить мотивировочную часть решения Советского районного суда г. Томска от 5 августа 2022 г. Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Томского областного суда от 14 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции отменено полностью.
Отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции исключает рассмотрение поданной на решение районного суда кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу представителя Собянина Д.А. - Фомченковой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 12 октября 2012 г. Собянин Д.А. обратился с заявлением о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьёй 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, указав, что имеет стаж работы в органах внутренних дел 19 лет 2 месяца, членами его семьи являются супруга Собянина Л.В, дети С.1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
13 декабря 2012 г. решением заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области Собянин Д.А. с семьёй в составе 4-х человек (он, супруга Собянина Л.В, двое детей С.1, С.2) принят на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как следует из протокола N заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Томской области от 13 декабря 2012 г, принимая решение о принятии Собянина Д.А. на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьёй в составе четырёх человек (он, жена и двое детей) исходила из того, что Собянин Д.А. проходит службу в органах внутренних дел с 24 января 1995 г, стаж службы на момент подачи заявления 12 октября 2012 г. составил 19 лет 02 месяца 12 дней. На момент подачи заявления Сабянин Д.А. проживает с семьей в двухкомнатной квартире, общей площадью 42, 7 кв.м, по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности сестре С.3 Жене Собяниной Л.В. принадлежит 1/3 (17, 83 кв.м) квартиры по адресу: "адрес". Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности) Собянин Д.А. и члены его семьи (жена и 2-е детей) не имеют.
Решением ЦЖБК УМВД от 13 декабря 2012 г. Собянин Д.А. поставлен на учёт под номером N.
С 23 марта 2017 г. Собянин Д.А. с составом семьи из 4 человек (он, супруга Собянина Л.В, двое детей С.1, С.2) состоял на учёте в Управлении Росгвардии по Томской области на получение единовременной социальной выплаты (протокол заседания жилищной комиссии от 23 марта 2017 г. N, утверждён распоряжением начальника Управления Росгвардии по Томской области от 27 марта 2017 г. N).
Согласно Книге учёта сотрудников Управления Росгвардии по Томской области, принятых на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ведущейся жилищной комиссией Управления Росгвардии по Томской области, Собянин Д.А. поставлен на учёт в составе 4-х человек (он, супруг и двое детей) с потребностью обеспечения в жилплощади 54, 17 кв.м, исходя из нормы обеспечения 18 кв.м на одного человека согласно статье 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и наличия у супруги доли в праве собственности на квартиру, соответствующую площади 17, 83 кв.м (18 кв.м х 4 чел. - 17, 83 кв.м).
16 февраля 2021 г. жилищной комиссией Управления Росгвардии по Томской области Собянин Д.А. - младший инспектор группы оперативного реагирования отделения организации службы ОМОН с составом семьи из 4-х человек (он, супруга Собянина Л.В, сын С.1, сын С.2) снят с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Принимая решение о снятии Собянина Д.А. с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьёй в составе четырёх человек (он, жена и двое детей), жилищная комиссия Управления Росгвардии исходила из того, что Собянин Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ, супруга Собянина Л.В. и сын С.1 - с ДД.ММ.ГГГГ, сын С.2 - с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают на основании договора безвозмездного пользования квартирой, заключаемого ежегодно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении - двухкомнатной квартире общей площадью 42, 60 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности сестре Собянина Д.А. - С.3 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
С.3 проживает и зарегистрирована в квартире общей площадью 63, 20 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". В указанной квартире также зарегистрирован сын С.3 С.4
Собяниной Л.В. принадлежала 1/3 доля собственности в квартире общей площадью 53, 50 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", то есть 17, 83 кв.м, дата государственной регистрации прекращения права - ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке, представленной ООО "Управдом" от 15 февраля 2021 г, Собянин Д.А. вселён и зарегистрирован с семьёй в квартире, принадлежащей на праве собственности его сестре - С.3 как члены семьи собственника. На момент вселения Собянина Д.А. с семьёй в квартиру С.3 между ними отсутствовало какое-либо соглашение, определяющее порядок пользования квартирой.
С учётом данных обстоятельств, изложенных в протоколе заседания жилищной комиссии от 16 февраля 2021 г, сделан вывод о том, что Собянин Д.А. с семьёй были вселены в квартиру сестрой С.3 как члены её семьи, в связи с чем при расчёте обеспеченности семьи Собянина Д.А. общей площадью жилых помещений подлежит учёту площадь квартиры по адресу: "адрес" - 42, 70 кв.м и площадь квартиры по адресу: "адрес", площадью 63, 20 кв.м, принадлежащих на праве собственности С.3
Принимая во внимание состав семьи 6 человек (Собянин Д.А, его супруга Собянина Л.В, дети С.1, С.2, сестра С.3, племянник С.4), комиссия пришла к выводу, что на одного члена семьи Собянина Д.А. приходится 20, 60 кв.м, то есть более нормы, установленной пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (15 кв.м общей площади).
Кроме того, жилищная комиссия пришла к выводу, что Собянина Л.В, прекратив право собственности на принадлежащую ей 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", то есть 17, 83 кв.м, совершила действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для снятия Собянина Д.А. с учёта на получение единовременной социальной выплаты на основании подпунктов "б", "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Не согласившись с указанным решением жилищной комиссии Собянин Д.А. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Собянин Д.А. вместе с супругой Собяниковой Л.В, сыновьями С.2 и С.1 не являются членами семьи С.3, проживают по адресу: "адрес" на основании договора безвозмездного пользования.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что что Собянин Д.А. постоянно проживает и состоит на регистрационном учёте с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 42, 70 кв.м, а затем вместе со своей семьёй, проживает в указанном жилом помещении на основании договора безвозмездного пользования квартирой от ДД.ММ.ГГГГ Между Собяниным Д.А. и его сестрой С.3 с 2005 г. по 2021 г. также заключались договоры безвозмездного пользования квартирой от 18 октября 2019 г. и от 19 октября 2020 г.
На основании установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что между истцом Собяниным Д.А. и С.3 определён порядок пользования квартирой на основании договоров безвозмездного пользования квартирой, а не предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем истец обоснованно приобрёл в результате такого вселения и регистрации по месту жительства статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По мнению суда первой инстанции указание в справке ООО "Управдом" от 15 февраля 2021 г. на то, что собственником квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 42, 70 кв.м, является С.3, при этом Собянин Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Собянина Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ, С.1 с ДД.ММ.ГГГГ, сын С.2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по данному адресу как брат, жена брата, племянник, племянник соответственно, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку данная справка выдаётся управляющей компанией, в компетенцию которой не входит определение членов семьи собственника в соответствии со статьёй 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, родство указано исходя из семейного законодательства.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, не влекут отмену оспариваемого решения жилищной комиссии, поскольку супругой истца Собяниной Л.В. были совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий истца, выразившиеся в отчуждении принадлежащей ей на праве собственности 1/3 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 53, 5 кв.м, которая учитывалась при постановке Собянина Д.А. на учёт.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Собяниным Д.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что отчуждение супругой Собянина Д.А. - Собяниной Л.В. принадлежащей ей на праве собственности 1/3 доли в выше указанном жилом помещении само по себе влечёт увеличение размера единовременной выплаты и не зависит от желания истца получить единовременную выплату в меньшем размере.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что Собянин Д.А. членом семьи его сестры С.3 не являлся ни на момент вселения в квартиру по адресу: "адрес", принадлежащую на праве собственности С.3, ни впоследствии, проживая в указанной квартире со своей семьёй в составе супруги Собяниной Л.В, детей С.1, С.2; между ним и Собяниной Л.В. в связи с пользованием данной квартирой сложились отношения гражданско-правового характера, вытекающие из договора возмездного пользования.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о законности снятия истца с учёта на получение единовременной выплаты по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что при постановке Собянина Д.А. на учёт учитывались сведения о наличии у его супруги Собяниной Л.В. права собственности на 1/3 доли в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 53, 5 кв.м, что соответствовало 17, 83 кв.м. общей площади квартиры. С учётом данной площади потребность семьи в жилплощади, с учётом которой определялся бы размер единовременной выплаты, установлена в 54, 17 кв.м. (72, 00 кв.м. на 4-х человек - 17, 83 кв.м.). Отчуждение принадлежащей супруге истца доли в праве собственности на указанное жилое помещение обусловлено тем, что жилой дом, в котором находится указанное жилое помещение имеет неблагополучное техническое состояние, на продаже жилого помещения настаивал отец Собяниной Л.В. Л, то есть производя действия по отчуждению доли в жилом помещении, Собянина Л.В. действовала по соглашению с другими собственниками жилого помещения, в интересах близкого человека - отца Л, с целью исключения причинения ему вреда в связи с ухудшением технического состояния жилого помещения, находящегося в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в котором длительное время никто не проживал. В личном деле Собянина Д.А. имелись сведения о государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ прекращения права собственности Собяниной Л.В. на 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес", при этом после поступления данных сведений жилищной комиссией вопрос о снятии Собянина Д.А. с учёта не рассматривался, жилищная комиссия не усматривала в факте отчуждения доли в праве собственности супругой истца действий, влекущих получение социальной выплаты в большем размере. Получив сведения об отчуждении доли в праве собственности супругой Собянина Д.А, жилищная комиссия изменила существующие сведения о потребности семьи в жилплощади в размере 54, 17 кв.м, из которой рассчитывается размер единовременной выплаты.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что отчуждение доли Собяниной Л.В. в праве собственности на жилое помещение не привело к возникновению у Собянина Д.А. права на получение единовременной социальной выплаты, так как такое право у него имелось и при наличии у его супруги Собяниной Л.В. права собственности на 1/3 доли в праве общей собственности на квартиру по адресу: "адрес".
Также суд апелляционной инстанции учёл, что рапорт о предоставлении единовременной выплаты исходя из большей площади в соотношении с учтённой Собянин Д.А. не подавал.
Принимая во внимание, что оснований для снятия истца с учёта по подпунктам "б", "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, не имелось, так как Собянин Д.А. не являлся членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает со своей семьёй на условиях гражданско-правового договора, отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение его супругой Собяниной Л.В. произведено вынужденно, без намерений на получение единовременной выплаты в большем размере, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных Собяниным Д.А. требований о признании незаконными действий Управления Росгвардии по Томской области по снятию его с составом семьи из четырёх человек (он, супруга Собянина Л.В. сын С.1, сын С.2) с учёта очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся(находившихся) на их иждивении, распространяются положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10. пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).
В силу подпункта "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения Федеральных законов от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее соответственно - органы внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел), лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции (далее соответственно - войска национальной гвардии, сотрудники войск национальной гвардии), а также иным лицам, имеющим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 1596).
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент принятия Собянина Д.А. на учёт на получение единовременной социальной выплаты - 13 декабря 2012 г.) принятие сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счёта, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребёнка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 названных Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учёта для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере (подпункт "б" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 581); в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учёт) (подпункт "г").
В силу пункта 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учёта. Соответствующие изменения вносятся в книгу учёта в день принятия правового акта.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Давая оценку законности решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Томской области о наличии оснований для снятия Собянина Д.А. с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на момент подачи заявления о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты 13 декабря 2012 г, а также на момент принятия 16 февраля 2021 г. решения о снятии с учёта, Собянин Д.А, его супруга и несовершеннолетние дети были вселены в квартиру по адресу: "адрес" на основании договоров безвозмездного пользования квартирой от 25 июля 2005 г, от 18 октября 2019 г, от 19 октября 2020 г, заключаемых с собственником жилого помещения, в связи с чем принимая во внимание взаимосвязанные положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, пункта 8 Правил, статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" пришли к правильному выводу о том, что по данному делу юридически значимым обстоятельством с учётом заявленных Собяниным Д.А. требований о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, является установление нуждаемости Собянина Д.А. в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Судами установлено, что истец проживал в вышеуказанном жилом помещении по договору безвозмездного пользования квартирой, при постановке истца на учёт, а также при последующей перерегистрации факт проживания Собянина Д.А. в указанном жилом помещении был известен ответчику и учитывался при принятии им решения о постановке истца на учёт, факт проживания истца в спорном жилом помещении не расценивался как основания для снятия Собянина Д.А. с учёта как не нуждающегося в жилом помещении.
Установив на основании совокупности исследованных доказательств, отсутствие факта вселения Собянина Д.А. и членов его семьи (супруги Собяниной Л.В, сына С.1, сына С.2) в жилое помещение по адресу: "адрес" в качестве членов семьи собственника данного жилого помещения, и, соответственно, отсутствие у истца и его членов его семьи права пользования жилым помещением как у членов семьи собственника на основании части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для снятия истца с учёта на основании подпункта "7" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы о том, что Собянин Д.А, его супруга и несовершеннолетние дети были вселены в вышеуказанное жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения, вселялись в жилое помещение без заключения какого-либо договора, соглашения по пользованию жилым помещением иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, договор безвозмездного пользования от 25 июля 2005 г. в жилищную комиссию не предоставлялся, аналогичны доводам, приводимым в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым суды не согласились данными доводами ответчика и отклонили их, приведены в обжалуемых судебных постановлениях.
Дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, суды пришли к выводу о том, что собранными по делу доказательствами подтверждается, что отношения по пользованию истцом жилым помещением по адресу: "адрес", возникшие между ним и его сестрой С.3, не являются отношениями, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, членами одной семьи Собянин Д.А. и его сестра С.3 не являются, проживают раздельно, совместное хозяйство не ведут. Характер возникших между ними отношений по пользованию жилым помещением отличается от отношений собственника и члена его семьи, в том числе в части обязательств по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, которые в силу норм жилищного законодательства указанные лица должны нести совместно. Доказательств недействительности договоров безвозмездного пользования материалы дела не содержат.
Отклоняя доводы ответчика о том, что в справке о зарегистрированных лицах, выданной ООО "Управдом" от 15 февраля 2021 г, истец и члены его семьи поименованы к отношению к собственнику жилого помещения как брат, жена брата, племянники, суды исходили из того, что родство зарегистрированных лиц по отношению к собственнику указано исходя из представленной информации и данная справка не опровергает наличие договора безвозмездного пользования квартирой как основание для вселения и проживания Собянина Д.А. с семьёй в спорной квартире.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводом суда о не признании Собянина Д.А. членом семьи С.3, направленные к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, выражающие несогласие с проведённой судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств и установленных обстоятельств, не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в указанной части в кассационном порядке, поскольку направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств.
В силу статей 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 3 статьи 390 ГПК РФ, а также применительно к статье 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.
Доводы кассационной жалобы о том, что супруга истца совершила действия, подпадающие под часть 7 статьи 4 Федерального от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, что является основанием для снятия истца с учёта на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию, предусмотренному подпунктом "г" Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно приведённой норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела, Собяниной Л.В. на праве долевой собственности (1/3 доля в праве) совместно с К, Л. принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом апелляционной инстанции, в данном жилом помещении никто не проживал. Отец Собяниной Л.В. - Л. выехал из данного жилого помещения последним ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" и намерен был продать квартиру. В связи с тем, что в жилом помещении никто не проживал, оно ветшало и приходило в негодность, Л. настаивал на продаже квартиры.
Делая вывод об отсутствии у Управления Росгвардии по Томской области оснований для снятия Собянина Д.А. с учёта по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств, исходил из того, что действия Собяниной Л.В. по отчуждению 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение не могут расцениваться как недобросовестные, приведшие к умышленному и намеренному ухудшению жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере, чем было признано за Собяниным Д.А. на дату его постановки на учёт, поскольку произведя действия по отчуждению доли в жилом помещении, Собянина Л.В. действовала по соглашению с другими собственниками жилого помещения, в интересах близкого человека. Кроме того, фактически нуждаемость в улучшении жилищных условий имела место быть как до постановки на учёт, так и после продажи доли в квартире.
Установив, что на дату постановки на учёт Собянин Д.А. соответствовал предъявляемым требованиям - имел стаж необходимой продолжительности, не совершал действий, которые могли бы повлиять на определение его нуждаемости в улучшении жилищных условий, действия супруги по отчуждению принадлежащей ей доли в праве собственности не привели к утрате права на постановку на учёт для получения единовременной выплаты, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у ответчика оснований для снятия Собянина Д.А. с составом семьи 4 человека с учёта на получение единовременной социальной выплаты.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что при разрешении данного спора подлежал установлению не только сам факт отчуждения доли жилой площади в квартире Собяниной Л.В, но и намерение стороны истца на получение выплаты в большем размере, на что прямо указано в подпункте "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд апелляционной инстанции, пришёл к правильному выводу, что в рассматриваемом случае отчуждение супругой истца доли в праве собственности на жилое помещение не образовывало у истца Собянина Д.А. самостоятельного права на получение выплаты, в отсутствие такого права до отчуждения, а лишь это обстоятельство влияет на размер такой выплаты.
Восстановление истца в очереди с составом семьи из четырёх человек для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья за вычетом жилой площади, ранее отчуждённой, исключает возможность получения истцом выплаты в большем размере, сохраняя право на получение выплаты в ситуации, когда фактические обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, не свидетельствуют о недобросовестном поведении стороны истца. Исходя из оснований предъявленных в настоящем иске требований, Собянин Д.А. не претендует на получение выплаты в большем размере, чем до постановки на учёт и продажи супругой доли в жилом помещении.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что позиция суда апелляционной инстанции согласуется с положениями пункта 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 954 внесены изменения, в связи с чем в данной норме указано, что при определении общей площади жилого помещения учитываются: жилые помещения, принадлежащие на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи; жилые помещения, занимаемые по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи; совершённые после принятия на учёт для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.
Вопреки доводам кассационной жалобы, апелляционное определение соответствует требованиям пункта 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 954, а поэтому доводы жалобы о незаконности апелляционного определения, в свете принятых законодателем изменений, нельзя признать состоятельными.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 декабря 2022 г. по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 14 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.