Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-179/2022 по административному исковому заявлению Магомедова Н.Г, Якупова И.Г, Махова М.М, Гаджиева М.М, Гаджиева Г.М, Ибрагимова М.М, Ханапиева Ш.М, Шапиева И.М. об оспаривании нормативного правового акта
по апелляционной жалобе административных истцов, апелляционному представлению прокурора на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2022 г, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения административных истцов Гаджиева Г.М, Магомедова Н.Г, Махова М.М, Ханапиева Ш.М, Якупова И.Г, представителя административных истцов Пайзулаева З.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления представителей административного ответчика Правительства Республики Дагестан Джалилова Н.Г, заинтересованных лиц Министерства по имущественным и земельным отношениям Республики Дагестан Абакаровой М.А, администрации муниципального района "Кумторкалинский район" Ирбаиновой З.В, заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
распоряжением Правительства Республики Дагестан от 1 февраля 2022 г. N 25-р (далее Распоряжение N 25-р) земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", площадью 903 611 кв.м переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В приложении к Распоряжению N 25-р приведена информация о земельном участке, в том числе, указано местоположение земельного участка: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, МУП "Урадинский" Шамильского района, а также цель перевода: строительство и размещение полигона по переработке твердых коммунальных отходов.
Административные истцы обратились с административным иском о признании недействующим указанного Распоряжения N 25-р с даты принятия, указывая на отсутствие публикации в средствах массовой информации, а также на его противоречие действующему законодательству, в том числе статье 2, пункту 3 статьи 4, части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также Закон N 172-ФЗ), статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ), части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ), пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", постановлению Правительства Республики Дагестан от 7 августа 2018 г. N 111 "О мерах по повышению эффективности управления земельными ресурсами Республики Дагестан". Истцы проживают в селении Урада Шамильского района Республики Дагестан, расположенном в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером "номер изъят". Изменение категории указанного земельного участка предполагает размещение на нем мусорного полигона твердых коммунальных отходов, что нарушит право административных истцов и жителей села на благоприятную окружающую среду и благоприятную жизнедеятельность.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2022 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Участвовавшим в деле прокурором принесено апелляционное представление на решение суда, с просьбой о его отмене, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованными лицами Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (Минприроды РД), Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (Минимущество Дагестана) представлены возражения.
Административным ответчиком Правительством Республики Дагестан представлены возражения на апелляционные жалобу и представление.
Определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 6 марта 2023 г. произведена замена Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на его правопреемника публично-правовую компанию "Роскадастр".
От государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Дагтехкадастр" поступило заявление с просьбой рассматривать дело без участия представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представлено письменное заявление прокурора, участвующего в деле, об отказе от апелляционного представления.
Судебная коллегия на основании статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает подлежащим удовлетворению поступившее от прокурора, участвующего в деле, заявление об отказе от апелляционного представления.
При этом в силу части 4 названной статьи кодекса прекращение производства по апелляционному представлению в связи с отказом от него не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы административных истцов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1 статьи 7 ЗК РФ).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Закона N 172-ФЗ, согласно которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, подпункта 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2017 г. N 116 "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Дагестан" перевод земель или земельных участков из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства Республики Дагестан.
Из материалов дела следует и установлено судом, что земельный участок "номер изъят" категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находится в собственности Республики Дагестан, поставлен на кадастровый учет 18 октября 2021 г.
Оспариваемым Распоряжением Правительства Республики Дагестан земельный участок переведен в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Определением Советского районного суда г. Махачкалы от 9 июня 2022 г. административный иск административных истцов об оспаривании Распоряжения N 25-р был возращен в связи с неподсудностью (дело N 9а-568/2022).
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого Распоряжения, суд первой инстанции исходил из положений статьи 8 ЗК РФ, Закона N 172-ФЗ, Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан" и постановления Правительства Республики Дагестан от 2 августа 2007 г. N 206 "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию земель и составе прилагаемых к нему документов", которыми предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, независимо от форм собственности, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Также суд пришел к выводу о соблюдении формы и вида оспариваемого акта, поскольку решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую оформляется в форме распоряжения Правительства Республики Дагестан.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Распоряжение N 25-р официально опубликовано на официальном интернет - портале правовой информации Республики Дагестан 11 февраля 2022 г.
Судом первой инстанции проверены требования статьи 2 Закона N 172-ФЗ к составу и порядку подготовки документов для перевода земельного участка, дана оценка установленному статьей 3 этого Закона порядку рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка в другую категорию.
Так судом установлено, что с соответствующим ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую 6 декабря 2021 г. в Правительство Республики Дагестан обратилось Минприроды РД, указав в обоснование ходатайства на планируемое строительство и размещение на земельном участке полигонов по переработке твёрдых коммунальных отходов в целях реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами" в Республике Дагестан.
По результатам рассмотрения подготовленного Минимуществом Дагестана проекта распоряжения Правительства РД о переводе земельного участка из одной категорию в другую получены положительные ответы Министерства промышленности и торговли РД от 8 декабря 2021 г. N 02/5425-08/21, Министерства природных ресурсов и экологии РД от 13 декабря 2021 г. N 15-08/2-5908/21, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД от 24 декабря 2021 г. N 12-02/2-18-6487/21, Министерства юстиции по РД от 24 декабря 2021 г. N 19-0704-10919/21 и N 19-0704-10920/21, Комитета по архитектуре и градостроительству РД от 14 декабря 2021 г. N 50-Ис-2751/21.
Также судом первой инстанции были проанализированы перечисленные в статье 4 ФЗ N 172-ФЗ основания отказа в переводе земель из одной категории в другую, и не установлено таковых.
Судом обоснованно указано на отсутствие в настоящем случае установленного федеральным законодательством ограничений или запрета перевода земельного участка из одной категории в другую, а также необходимости наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы (пункты 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ).
В части доводов административного иска и апелляционной жалобы о наличии такого основания к отказу в переводе земельного участка в другую категорию, как несоответствие целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ), судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям Комитета по архитектуре и градостроительству РД от 24 января 2022 г. (т.1 л.д. 149) в соответствии с Законом Республики Дагестан от 12 марта 2012 г. N 13 "Об утверждении границ муниципального образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" земельный участок расположен в границах муниципального района "Кумторкалинский район" и не находится в границах какого-либо поселения Кумторкалинский район. Генеральный план и документация по планировке территории поселения, учитывающие размещение в границах формируемого земельного участка объектов размещения твердых коммунальных отходов, не утверждены.
Судом также установлено, что согласно Схеме территориального планирования данного муниципального образования, утвержденной решением Собрания депутатов муниципального района "Кумторкалинский район" от 25 февраля 2010 г. N 263-IV-Сд земельный участок был отнесён к землям сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, 22 сентября 2022 г. Собранием депутатов муниципального района "Кумторкалинский район" принято решение N 40-VII-СД о принятии проекта Схемы территориального планирования Кумторкалинского района РД до 2015 года и на расчётный срок до 2025 - 2040 г.г, из раздела "Градостроительное зонирование территории" которой следует, что земельный участок отнесен к категории "Промышленно-коммунальная зона".
Доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы сводятся, по сути, к несогласию жителей селения Урада с планируемым размещением вблизи населенного пункта объекта промышленности, и не могут являться основанием к признанию не действующим законного решения органа исполнительной власти о переводе находящегося в собственности субъекта Российской Федерации земельного участка из одной категории в другую при установленном соблюдении требований соответствующего законодательства. Размещение объекта полигона по переработке коммунальных отходов на спорном земельном участке, соблюдение требований к такому размещению предметом рассмотрения настоящего административного дела не является.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании нормативного правового акта недействующим.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора, участвующего в деле, от апелляционного представления на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2022 г.
Производство по апелляционному представлению прекратить.
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.