Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казачинской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-482/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" (ГБУ СК "Ставкрайимущество") на решение Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя ГБУ СК "Ставкрайимущество" Подсвировой Е.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" (далее ООО УК "Развитие") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с административным иском к ГБУ СК "Ставкрайимущество", филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее ФКП Росреестра), в котором Общество просило признать незаконными действия ГБУ СК "Ставкрайимущество" по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "номер изъят", признать незаконным акт ГБУ СК "Ставкрайимущество" об определении кадастровой стоимости от "дата изъята" г. "номер изъят" в части установления кадастровой стоимости объекта в размере 736 514 828, 53 руб, признать незаконными действия ФКП Росреестра по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости в размере 736 514 828, 53 руб, обязать ФКП Росреестра исключить сведения о данной стоимости, восстановив сведения о кадастровой стоимости в размере 320 977 000 руб.
В обоснование своих требований административный истец указывает на отсутствие у ГБУ СК "Ставкрайимущество" оснований для пересчета кадастровой стоимости в отношении принадлежащего Обществу здания на ту же дату, на которую кадастровая стоимость установлена вступившим в законную силу решением суда.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 29 сентября 2022 г. дело передано в Ставропольский краевой суд для рассмотрения по подведомственности.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 г. административный иск удовлетворен. Признаны незаконными действия ГБУ СК "Ставкрайимущество" по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "номер изъят", признан незаконным акт определения кадастровой стоимости от "дата изъята" г. "номер изъят" в части установления кадастровой стоимости объекта в размере 736 514 828, 53 руб, признаны незаконными действия ФКП Росреестра по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта в размере 736 514 828, 53 руб, на ФКП Росреестра возложена обязанность исключить из ЕГРН указанную стоимость, восстановив кадастровую стоимость в размере 320 977 000 руб.
Административным ответчиком ГБУ СК "Ставкрайимущество" подана апелляционная жалоба на решение суда с просьбой о его отмене, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По имеющимся в материалах дела сведениям Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 14 ноября 2022 г. следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером "номер изъят" в ЕГРН были внесены следующие сведения о кадастровой стоимости:
- 22 января 2020 г. в размере 529 573 715, 2 руб. в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, дата определения кадастровой стоимости 1 января 2019 г, дата начала применения 1 января 2020 г.;
- 28 января 2022 г. в размере 320 977 000 руб. на основании вступившего в законную силу решения Ставропольского краевого суда от 3 июня 2021 г. по делу N 3а-416/2021, дата определения кадастровой стоимости 1 января 2019 г, дата начала применения 1 января 2020 г.;
- 12 мая 2022 г. в размере 736 514 828, 53 руб. на основании Акта об определении кадастровой стоимости от "дата изъята" г. "номер изъят", подготовленного ГБУ СК "Ставкрайимущество", дата определения кадастровой стоимости 1 января 2019 г, дата начала применения 21 апреля 2022 г.
Согласно позиции административного ответчика ГБУ СК "Ставкрайимущество", кадастровая стоимость в размере 529 573 715, 2 руб. определялась в отношении спорного здания с характеристиками объекта, где сведения о годе завершения строительства отсутствовали. В последующем, 22 апреля 2022 г. в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ из ФКП Росреестра в Учреждение поступил перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, в который был включен объект недвижимости с кадастровым номером "номер изъят", в котором был указан год завершения строительства - 2010. В данной связи Учреждением, во исполнение требований части 2 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ, кадастровая стоимость была пересчитана в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N П/0336.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на дату вынесения решения суда 3 июня 2021 г. по административному делу N 3а-416/2021 по административному иску ООО УК "Развитие" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которым установлена кадастровая стоимость здания в размере 320 977 000 руб. на 1 января 2019 г, данные о годе постройки здания были подтверждены техническим паспортом, составленным на дату 4 августа 2011 г, учтены при вынесении решения суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а количественные и качественные характеристики здания не менялись, в связи с чем основания для пересмотра кадастровой стоимости у ГБУ СК "Ставкрайимущество" отсутствовали.
Между тем судом при вынесении решения не учтено следующее.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 КАС РФ.
Частью 1 статьи 248 КАС РФ предусмотрено два самостоятельных основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С учетом заявленных требований административного иска об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, а также результата рассмотрения административного дела, которым является изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем случае судом рассмотрен спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости ввиду недостоверности сведений о годе постройки здания, использованных при определении кадастровой стоимости Учреждением.
Положениями статьи 20 Федерального закона N 237-ФЗ установлен порядок предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение предоставляет разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, на основании обращения о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости (часть 1).
В случае выявления в ходе рассмотрения обращения о предоставлении разъяснений ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указанных в статье 21 настоящего Федерального закона, такие ошибки подлежат исправлению по решению бюджетного учреждения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 7).
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (пункт 1); описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункт 2).
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - заявители) (часть 5). Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (часть 6).
Частью 13 названной статьи установлено, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2).
По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23).
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 237-ФЗ, установлен иной (внесудебный) порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, путем введения процедур предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, с возможностью оспаривания в суде принятого бюджетным учреждением по итогам рассмотрения заинтересованных лиц решения.
В материалах настоящего административного дела есть разъяснения ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 12 августа 2022 г. N 78-О на обращение представителя административного истца Филимонова А.О. по вопросу изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "номер изъят". В указанном разъяснении Учреждением приведена причина перерасчета кадастровой стоимости - указание в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, года завершения строительства здания, а также разъяснен порядок обращения с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, предусмотренный статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Из материалов административного дела следует, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере 736 514 828, 53 руб. определена ГБУ СК "Ставкрайимущество" в соответствии с положениями Федерального закона N 237, при этом административный истец с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости здания, в указанное бюджетное учреждение в порядке, предусмотренном статьей 21 названного федерального закона, не обращался, соответствующее решение бюджетным учреждением по его заявлению об исправлении ошибки не принималось.
Установленным в статье 21 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237 "О государственной кадастровой оценке" правовым регулированием предусмотрен механизм внесудебного исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в том числе ввиду использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости - рассмотрение заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу, вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права, производство по административному подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, поскольку заявление административного истца не подлежит рассмотрению в судах.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 г. отменить, производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Развитие" - прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.