Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шиловой О.М, судей Храмцовой Л.П, Левицкая Ж.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный", Акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" об обязании устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту "Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома" в соответствии с проектной и рабочей документацией
по представлению прокуратуры Амурской области, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный" на решение Свободненского городского суда Амурской области от 08 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П, выслушав представителя прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневу С.Н, поддержавшую доводы кассационного представления, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный" - Захаровой С.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор космодрома "Восточный" обратился в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что прокуратурой космодрома "Восточный" по результатам анализа исполнения градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома "Восточный" в части устранения нарушений градостроительного законодательства, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, проведенного во исполнение протокола выездного заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению исполнения требований законодательства при строительстве космодрома "Восточный" от 18.11.2021, выявлены нарушения, допускаемые ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ". В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N 1546-р ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" выполняет функции заказчика - застройщика. ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (Застройщик) и ФГУП "ЦЭНКИ" (Генподрядчик) заключен договор подряда по завершению объекта "Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома" от 28.12.2016 N 224/16 Указом Президента РФ N 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме "Восточный". Прокуратурой космодрома "Восточный" установлено, что ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ" вопреки требованиям градостроительного законодательства, условиям Договора не устранено 153 нарушения градостроительного законодательства, в том числе 3 нарушения критического характера, 1 нарушение значительного характера, отраженные в 4х предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, выданных в адрес ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", в том числе, по предписанию от 23.04.2021 N N (срок исполнения 25.12.2021), по предписанию от 09.12.2021 N N (срок исполнения 28.01.2022, 28.02.2022), по предписанию от 09.12.2021 N N (срок исполнения 28.01.2022, 28.02.2022): по предписанию от 09.12.2021 N Nсрок исполнения 28.01.2022, 28.02.2022).
Вопреки требованиям градостроительного и гражданского законодательства ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "ЦЭНКИ" указанные нарушения градостроительного законодательства не устранены, что свидетельствует о бездействии, влечет нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности. Выявленные в ходе строительства водозаборных сооружений нарушения являются существенными, их наличие влияет на несущую способность конструкций сооружений и может повлиять на надежность и безопасность зданий, сооружений и объекта в целом.
Истец просил суд обязать ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту "Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома" в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 08 сентября 2022 года исковое заявление прокурора космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный", Акционерному обществу "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" удовлетворено. Суд постановилобязать ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту "Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома" в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 декабря 2022 года решение Свободненского городского суда Амурской области от 8 сентября 2022 года отменить в части требований о возложении обязанности устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ от 09 декабря 2021 года N, N N, N N, на акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" с постановлением в данной части нового решения, которым в удовлетворении требований к АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" о возложении обязанности устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ от 09 декабря 2021 года N, N N, N N отказать.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" просят об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, производство по делу прекратить или в иске к данному ответчику отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав стороны извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 ГК РФ, кассационные жалобы и представление рассмотрены в отсутствие не явившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданных жалобы и представления, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационное представление прокурора подлежащим удовлетворению.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N1473-с "О космодроме "Восточный" принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома "Восточный", а также определены основные этапы и сроки его создания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1546-р создано ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", выполняющее функции застройщика, связанные с организацией строительства объектов космодрома "Восточный".
Устав Дирекции утвержден распоряжением Госкорпорации "Роскосмос" от 13 февраля 2016 года N 9-рсп.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 N 37 и от 27.01.2020 N 48 перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома, на завершение строительства объектов первой очереди космодрома "Восточный" в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22, 370 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 N 863 АО "ЦЭНКИ" определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома "Восточный".
Госкорпорацией "Роскосмос" (Заказчиком) с ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (Застройщик) и ФГУП "ЦЭНКИ" (Генподрядчик) заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте: "Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома" от 28.12.2016 N 224/16.
Результатом работ по договору являются выполненные Генподрядчиком строительно-монтажные работы (п. 2.4).
Доп. Соглашением N 7 к Государственному контракту от 07.12.2016 N224/16 срок окончания работ установлен до 30.03.2020.
В обязанности Застройщика в соответствии с Договором входит, в том числе, осуществление строительного контроля выполнения работ с надлежащим качеством, используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях, стандартах, применяемых в строительстве (п. 6.3.4).
По условиям Договора Генподрядчик обязан:
- выполнить все Работы по настоящему Договору в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, условиями Договора и требованиями нормативных документов в области строительства (п. 7.2.1);
- обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при производстве, приемке Работ и в течение гарантийного срока, возникших по вине Генподрядчика (п. 7.2.15);
- исполнять полученные в ходе выполнения Работ замечания Застройщика, которые заносятся в соответствующие журналы, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной Работе и иные отступления от Рабочей документации и условий настоящего Договора (п. 7.2.24).
Органом государственного строительного надзора проведена проверка строительства объектов космодрома "Восточный", по результатам которой выявлены нарушения градостроительного законодательства, на основании которых 119 отделом ГАСН МО РФ вынесены предписания с установлением сроков устранения выявленных нарушений.
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой космодрома "Восточный" проверки, установлено, что ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ" вопреки требованиям федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства, условиям договора не устранены замечания, отраженные в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ от 23.04.2021 года N N, от 09.12.2021 года N N, N и N N, выданных в адрес ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный".
Обратившись в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на установленные факты допущенных ответчиками нарушений требований градостроительного и гражданского законодательства, что напрямую нарушает законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и АО "ЦЭНКИ", что негативно сказывается на процессе строительства и ведет к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию. Нарушениями, допущенными ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "ЦЭНКИ", затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации, связанные функциями Российской Федерации в сфере освоения космического пространства. Ненадлежащее исполнение ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", АО "ЦЭНКИ" требований градостроительного законодательства и условий договора нарушает стратегические интересы Российской Федерации по созданию космодрома "Восточный", затягивает сроки его строительства, негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда в части требований, предъявленных к ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", отклонив доводы последнего о незаконности его понуждения к исполнению указанных обязанностей.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами в отношении АО "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", указав на незаконность удовлетворения иска к данному ответчику со ссылкой на то, что вышеуказанные предписания об устранении выявленных нарушений в отношении данного лица не выносились, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у АО "ЦЭНКИ" обязанности устранять выявленные нарушения градостроительного законодательства, отменив решение суда в указанной части и отказав в иске к данному ответчику.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что отсутствие предписаний уполномоченных органов в адрес АО "ЦЭНКИ" об устранении нарушений градостроительного законодательства не освобождают сторону договора, в данном случае АО "ЦЭНКИ", как головного исполнителя, от выполнения обязанностей по Госконтракту N224/16 от 07.12.2016, в том числе в части устранения недостатков строительно-монтажных работ, в рамках которого именно на головного исполнителя (АО "ЦЭНКИ"), как установлено судом, возложена обязанность обеспечить выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с Проектной и Рабочей документацией и другими условиями договора; обязуется выполнить работы в соответствии с условиями договора собственными и/или привлеченными силами и средствами (п. 2.3. договора).
Вместе с тем, судом установлено не устранение замечаний, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, выданных в адрес ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" от 23.04.2021 года N N, от 09.12.2021 года N N, N N и N N, в которых перечислены подлежащие устранению в установленные сроки нарушения норм градостроительного законодательства. Головным исполнителем данные нарушения также не устранены и являются прямым следствием нарушения им градостроительного и гражданского законодательства, нарушению сроков исполнения.
Учитывая, что наличие существенных недостатков строительства, влияющих на несущую способность конструкций зданий, сооружений, возводимых в рамках Госконтракта, установлено судом и сторонами не оспаривалось, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у Головного исполнителя обязанности устранять такие нарушения градостроительного законодательства, в том числе критического характера, влияющие на надежность и безопасность возводимых объектов с ссылкой на то, что предписание об их устранении внесено в адрес Государственного заказчика, а не Головного исполнителя, не отвечают требованиям законности.
Судом не дана правовая оценка доводам прокурора о том, что непосредственное строительство объектов, в том числе стрительно-монтажные работы в рамках Госконтракта осуществляет головной исполнитель - АО "ЦЭНКИ", в связи с чем обязательство по устранению выявленных нарушений строительства объектов в рамках Госконтракта может быть исполнено только непосредственным исполнителем, т.е. АО "ЦЭНКИ" во взаимодействии с заказчиком.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении служат проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Приведенные нормы процессуального закона судом апелляционной инстанции не соблюдены.
В связи с тем, что в принятом по делу апелляционном определении содержатся существенные нарушения норм права, которые могут быть исправлены только путем его отмены и направления дела на новое рассмотрение, принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене.
Приведенные в кассационной жалобе доводы ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", в том числе об отсутствии признаков незаконного бездействия, подлежат проверке при новом рассмотрении дела по апелляционным жалобам ответчиков.
Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.