Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Воробьевой Н.В, судей Александровой М.В, Юдановой С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков сети водоотведения в городе Южно-Сахалинске
по кассационной жалобе администрации г. Южно-Сахалинска
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В, пояснения прокурора Скарлухина М.А, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков сети водоотведения в г.Южно-Сахалинске.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что имеющиеся на территории I микрорайона города Южно-Сахалинска сети водоотведения находятся в ветхом, аварийном состоянии, их нормативный срок службы истек, процент износа в настоящее время составляет 100%, что создает реальную угрозу надежному водоснабжению потребителей. На основании договора от 29 апреля 2016 года о закреплении имущества на праве оперативного управления данные канализационные сети закреплены за МКП "Городской водоканал", однако на момент заключения договора сети уже имели высокую степень износа. Поскольку действенные меры к осуществлению капитального ремонта сетей водоотведения ответчиком, как собственником данного имущества, не приняты, заявлены требования с учетом уточнения о возложении на администрацию города Южно-Сахалинска обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске: 1. малый коллектор по улице "адрес" от септика застройки восточнее проспекта "адрес" протяженностью 461 м, материал керамика, диаметр 200 мм, всего 17 колодцев, 1959 года постройки; 2. внутриплощадочные сети, присоединенные к малому коллектору по улице "адрес", протяженностью 102 м, асбестоцемент, диаметр 150 мм, 1994 года постройки; дом N "адрес", протяженностью 34 м, чугун, диаметр 150 мм, 1959 года постройки; дома "адрес", протяженностью 126 м, чугун, диаметр 150 мм, 1974 года постройки; 3. внутриплощадочные сети, присоединенные к коллектору по "адрес": областная библиотека по "адрес" (до сети здания полиции), протяженностью 93 м, керамика, диаметр 150 мм, 1973 года постройки.
В исковом заявление в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указано МКП "Городской водоканал".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ООО "РВК-Сахалин".
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 12 мая 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения, расположенных в г.Южно-Сахалинске: 1. малый коллектор по улице "адрес" от септика застройки восточнее проспекта "адрес" протяженностью 461 м, материал керамика, диаметр 200 мм, всего 17 колодцев, 1959 года постройки; 2. внутриплощадочные сети, присоединенные к малому коллектору по улице "адрес", протяженностью 102 м, асбестоцемент, диаметр 150 мм, 1994 года постройки; дом N "адрес", протяженностью 34 м, чугун, диаметр 150 мм, 1959 года постройки; дома N "адрес", протяженностью 126 м, чугун, диаметр 150 мм, 1974 года постройки; 3. внутриплощадочные сети, присоединенные к коллектору по улице Вокзальной: областная библиотека по улице Ленина (до сети здания полиции), протяженностью 93 м, керамика, диаметр 150 мм, 1973 года постройки. С администрации города Южно-Сахалинска взыскана государственная пошлина в бюджет городского округа "город Южно-Сахалинск" в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 мая 2022 года в части взыскания с администрации города Южно-Сахалинска государственной пошлины в бюджет городского округа "город Южно-Сахалинска" отменено. В остальной части решение оставлено без изменения. Указано о возложении на администрацию города Южно-Сахалинска обязанности по организации проведения капитального ремонта (замены) указанных в решении участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске.
С судебными постановлениями не согласилась администрация г.Южно-Сахалинска, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что администрация г..Южно-Сахалинска самостоятельно не проводит ремонтные работы на инженерных сетях, не занимается капитальным ремонтом сетей. Обязанность по организации проведения капитального ремонта (замены) указанных в решении участков сети водоотведения администрацией города исполнена, что выражено в создании муниципального казенного предприятия "Городской водоканал", основной целью деятельности которого является реализация полномочий органов местного самоуправления в области организации в границах городского округа услуг водоснабжения населения и водоотведения, а в дальнейшем в заключении Концессионного соглашения по созданию, реконструкции и последующей эксплуатации отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения г..Южно-Сахалинска, согласно постановления администрации г..Южно-Сахалинска от 30 ноября 2021 года N 3044-па. Концессионером является ООО "РВК-Сахалин". С 01 января 2022 года централизованные системы, обслуживаемые ранее МГП "Городской Водоканал", переданы в рамках концессионного соглашения ООО "РВК-Сахалин", за исключением ОСК-7, которые остались в оперативном ведении МКП "Городской Водоканал". Проведение капитального ремонта сетей переданных концессионеру является одним из обязательств концессионера, что закреплено в концессионном соглашении и нормами Федерального закона от 21 июля 2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Кроме того, проведение капитального ремонта спорных инженерных сетей входит в перечень мероприятий в утвержденной инвестиционной программе. Также в материалах дела отсутствуют материалы прокурорской проверки, доказательства необходимости проведения капитального ремонта инженерных сетей, документы, свидетельствующие о степени износа спорных инженерных сетей.
Заявитель считает, что годы постройки и ввода в эксплуатацию инженерных сетей, указанных в иске, не свидетельствуют о фактическом (физическом) характере и степени износа, не доказывают аварийность спорных участков инженерных сетей. Необходимость в проведении капитального ремонта, а также сроки проведения капитального ремонта спорных инженерных сетей должны быть определены на основании актов технического обследования.
В письменных возражениях ООО "РВК-Сахалин" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ "город Южно-Сахалинск" сети водоотведения, расположенные на территории первого микрорайона города Южно-Сахалинска, являются аварийными и ветхими, имеют высокий износ эксплуатации, в связи с чем нуждаются в капитальном ремонте или замене.
На основании договора между администрацией города Южно-Сахалинска и МКП "Городской водоканал" о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием от 29 апреля 2016 года N3 с 30 апреля 2016 года указанное выше имущество находилось в оперативном управлении МКП "Городской водоканал", которое обязано было производить текущий и капитальные ремонт сетей водоотведения, нести иные текущие расходы, связанные с эксплуатацией имущества.
01 декабря 2021 года с ООО "Первая водная концессионная компания", изменившим 08 февраля 2022 года наименование на ООО "РВК-Сахалин", заключено концессионное соглашение N, в соответствии с которым ООО "РВК-Сахалин" приняло на себя обязанность в отношении создания, реконструкции и последующей эксплуатации отдельных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения города Южно-Сахалинска. В рамках исполнения указанного концессионного соглашения ООО "РВК-Сахалин" передано для эксплуатации, ремонта и реконструкции спорное имущество.
Разрешая спор на основании норм действующего законодательства, установив факт принадлежности сетей водоснабжения муниципальному образованию городской округ "Город Южно-Сахалинск", которому принадлежат полномочия по организации водоснабжения на территории городского округа, а также установив ветхое состояние участков сети водоснабжения на территории 1-ого микрорайона г. Южно-Сахалинска, что создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровья граждан, их имуществу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, которые подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судами доказательствах.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Судами обеих инстанций обоснованно учтено, что администрация г. Южно-Сахалинска, как собственник, действия по организации капитального ремонта сетей водоотведения на территории 1-го микрорайона не производит и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем признали исковое заявление прокурора обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является МКП "Городской водоканал", у которого сети водоотведения находятся в оперативном управлении, не могут служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку данное обстоятельство не исключает возможность для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, передача спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения для эксплуатации и содержания ООО "РВК-Сахалин", не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанности по производству капитальный ремонт данного имущества с учетом того, что на момент заключения концессионного соглашения износ спорных участков сетей составлял 100%, а в инвестиционную программу, предусмотренную концессионным соглашением, работы по капитальному ремонту и реконструкции спорных участков сетей водоотведения не включены.
Судебная коллегия с учетом полномочий администрации г. Южно-Сахалинска уточнила резолютивную часть решения, указав на обязанность администрации города Южно-Сахалинска организовать проведение капитального ремонта (замену) указанных в решении участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске.
Судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.