Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шиловой О.М, судей: Левицкой Ж.В, Куратова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестовой Любови Александровны к Тихонову Владимиру Михайловичу о возмещении убытков по кассационной жалобе Пестовой Любови Александровны на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 4 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М, объяснения истца Пестовой Л.А, представителя ответчика Тихонова В.М. - Капыриной О.А, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пестова Л.А. обратилась в суд с иском к Тихонову В.М. о возмещении убытков в размере 300 000 руб, мотивируя тем, что ответчик обратился в порядке частного обвинения с заявлением о привлечении ее к уголовной ответственности за клевету. Вступившим в силу приговором мирового судьи судебного участка N судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Пестова Л.А. оправдана по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава преступления. Полагает, что в связи с необоснованным уголовным преследованием понесла убытки в виде расходов на оплату услуг адвоката в размере 300 000 руб.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 4 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2023 г, в удовлетворении исковых требований Пестовой Л.А. отказано.
В кассационной жалобе Пестова Л.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Ответчик Тихонов В.М, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав Пестову Л.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Тихонова В.М. - Капырину О.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Тихонов В.М. обратился в порядке частного обвинения с заявлением о привлечении Пестовой Л.А. к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК Российской Федерации.
Вступившим в силу приговором мирового судьи судебного участка N 24 судебного района г. Хабаровска от 22 февраля 2022 г. Пестова Л.А. оправдана на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
При рассмотрении уголовного дела интересы Пестовой Л.А. представляла адвокат НОКА "Вера" Щур О.В, с которой Пестова Л.А. заключила Соглашение об оказании юридической помощи от 31 мая 2021 г. N 13.
В соответствии с пунктом 3.1 указанного Соглашения, размер вознаграждения адвоката за оказание юридической помощи по уголовному делу частного обвинения, возбужденному по заявлению Тихонова В.М. составляет 300 000 руб.
Пестова Л.А. понесла расходы на оплату услуг адвоката Щур О.В, что установлено судами на основании представленных в материалы дела квитанций НОКА "Вера" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Пестовой Л.А, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходил из того, что понесенные истцом расходы на оплату услуг адвоката по уголовному делу частного обвинения, не являются убытками по смыслу статьи 15 ГК РФ, учитывая, что Тихонов В.М. реализовал право на обращение в соответствующий орган с целью защиты своих прав и интересов, заявленные к взысканию издержки понесены истцом в связи с реализацией процессуальных прав и обязанностей сторон в рамках уголовного судопроизводства, а сам факт вынесения мировым судьей оправдательного приговора в отношении истца, не свидетельствует о противоправности действий ответчика либо его злоупотреблении правом.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов нижестоящих инстанций согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии частью 2 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент рассмотрения судами уголовного дела в отношении Пестова Л.А.) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116.1 и 128.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой данной статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
Частью 1 статьи 133 указанного кодекса предусмотрено, что право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
На основании пункта 1 части 2 этой статьи право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, в порядке, установленном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по уголовным делам частного обвинения имеют лица, указанные в пунктах 1 - 4 части 2 данной статьи (в том числе подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор), если уголовное дело было возбуждено в соответствии с частью 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (дела, возбуждаемые руководителем следственного органа, следователем, а также дознавателем), а также осужденные по уголовным делам частного обвинения, возбужденным судом в соответствии со статьей 318 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осужденного либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 5 части 1 статьи 24 и пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2.1).
Ввиду того, что уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 и частью 4 статьи 147 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) возбуждается частным обвинителем и прекращение дела либо постановление по делу оправдательного приговора судом первой инстанции не является следствием незаконных действий со стороны государства, правила о реабилитации на лиц, в отношении которых вынесены такие решения, не распространяются.
В пункте 3.1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 1057-О по жалобе гражданина Столбунца С.П. на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в системе действующего правового регулирования, в том числе в нормативном единстве со статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, расходы на оплату услуг представителя не относятся к числу процессуальных издержек, а могут расцениваться как вред, причиненный лицу в результате его необоснованного уголовного преследования по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 определении от 2 июля 2013 г. N 1059-О, недоказанность обвинения какого-либо лица в совершении преступления, по смыслу статьи 49 (часть 1) Конституции Российской Федерации, влечет его полную реабилитацию и восстановление всех его прав, ограниченных в результате уголовного преследования, включая возмещение расходов, понесенных в связи с данным преследованием. Взыскание в пользу реабилитированного лица расходов, понесенных им в связи с привлечением к участию в уголовном деле, со стороны обвинения, допустившей необоснованное уголовное преследование подсудимого, является неблагоприятным последствием ее деятельности. При этом, однако, возложение на частного обвинителя обязанности возместить лицу, которое было им обвинено в совершении преступления и чья вина не была доказана в ходе судебного разбирательства, понесенные им вследствие этого расходы не может расцениваться как признание частного обвинителя виновным в таких преступлениях, как клевета или заведомо ложный донос. Принятие решения о возложении на лицо обязанности возместить расходы, понесенные в результате его действий другими лицами, отличается от признания его виновным в совершении преступления как по основаниям и порядку принятия решений, так и по их правовым последствиям и не предопределяет последнего (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года N 106-О).
Соответственно, частный обвинитель не освобождается от обязанности возмещения оправданному лицу как понесенных им судебных издержек, так и причиненного ему необоснованным уголовным преследованием имущественного вреда (в том числе расходов на адвоката), а также компенсации морального вреда. Что же касается вопроса о необходимости учета его вины при разрешении судом спора о компенсации вреда, причиненного необоснованным уголовным преследованием, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 года N 643-О-О, реализация потерпевшим его процессуальных прав по делам частного обвинения не является основанием для постановки его в равные правовые условия с государством в части возмещения вреда в полном объеме и независимо от наличия его вины.
Статью 1064 ГК РФ, не исключающую обязанность частного обвинителя возместить оправданному лицу понесенные им судебные издержки и компенсировать имущественный и моральный вред, следует трактовать в контексте общих начал гражданского законодательства, к числу которых относится принцип добросовестности: согласно статье 1 данного Кодекса при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 1). Иными словами, истолкование статьи 1064 ГК РФ в системе действующего правового регулирования предполагает возможность полного либо частичного возмещения частным обвинителем вреда в зависимости от фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о добросовестном заблуждении или же, напротив, о злонамеренности, имевшей место в его действиях, а также с учетом требований разумной достаточности и справедливости.
Таким образом, положения гражданского права, действующие в неразрывном системном единстве с конституционными предписаниями, в том числе со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и которая в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, как норма прямого действия, подлежит применению судами при рассмотрении ими гражданских и уголовных дел, позволяют суду при рассмотрении каждого конкретного дела достигать такого баланса интересов, при котором равному признанию и защите подлежит как право одного лица, выступающего в роли частного обвинителя, на обращение в суд с целью защиты от преступления, так и право другого лица, выступающего в роли обвиняемого, на возмещение ущерба, причиненного ему в результате необоснованного уголовного преследования.
Разрешая вопрос о взыскании процессуальных издержек с частного обвинителя, судам необходимо было учитывать фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о добросовестном заблуждении частного обвинителя, либо, напротив о злоупотреблении им правом на осуществление уголовного преследования другого лица в порядке частного обвинения.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Названные требования закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были, указанные выше юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, не устанавливались, бремя их доказывания между сторонами не распределялось.
Так суд первой инстанции без установления фактических обстоятельств дела, формально указал на отсутствие со стороны ответчика злоупотребления правом.
При этом судом не была дана оценка всем доводам истца, в том числе, изложенным в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, о безосновательности предъявления Тихоновым В.М. в адрес истца частного обвинения.
Суд апелляционной инстанции ошибки суда первой инстанции не исправил, сделал только общий вывод о наличии у Тихонова В.М. оснований для обращения в компетентные органы в целях защиты своих прав и интересов, без учета обстоятельств при которых Пестовой Л.А. в адрес Тихонова В.М. были допущены высказывания, послужившие поводом для его обращения с частным обвинением, без указания доказательств и их оценки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения норм права, которые не могут быть устранены без отмены судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание изложенное, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами существенные нарушения норм права не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2023 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 января 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.