Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ВССК" Ч. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВССК",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "ВССК" (далее - ООО "ВССК") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "ВССК" Ч. просит указанные судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, дело направить на новое рассмотрение.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как следует из материалов дела, 6 декабря 2021 года отделением по вопросам трудовой миграции УВМ МВД России по Республике Саха (Якутия) выявлено, что ООО "ВССК" в указанный отдел посредством почтового отправления 2 декабря 2021 года подано уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан И, тогда как договор с указанным гражданином заключён 22 июля 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием возбуждения настоящего дела и привлечения ООО "ВССК" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем вынесенные судебные акты законными признать нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется неуведомлением или нарушением установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Однако при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено ООО "ВССК", старший инспектор отделения иммиграционного контроля ОВМ МУ МВД России "Якутское" не конкретизировал, в чём именно, по мнению административного органа, состоит нарушение миграционного законодательства.
Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение обществом пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ не позволяет установить, в чём именно выразилось правонарушение, поскольку из протокола об административном правонарушении следует, что 6 декабря 2021 года отделением по вопросам трудовой миграции УВМ МВД России по Республике Саха (Якутия) выявлено, что ООО "ВССК" в указанный отдел посредством почтового отправления 2 декабря 2021 года подано уведомление о заключении трудового договора с гражданином Республики Кыргызстан И, тогда как договор с указанным гражданином заключён 22 июля 2021 года.
Вместе с тем, согласно представленных административным органом материалов уведомление о заключении трудового договора было направлено ООО "ВССК" в отделение по вопросам трудовой миграции УВМ МВД России по Республике Саха (Якутия) в предусмотренный законом срок 22 июля 2021 года и принято 23 июля 2021 года (л.д. N).
При этом, из протокола об административном правонарушении также следует, что согласно объяснениям защитника ООО "ВССК" С, 2 декабря 2021 года в отделение по вопросам трудовой миграции УВМ МВД России по Республике Саха (Якутия) ООО "ВССК" было подано уведомление о расторжении трудового договора с гражданином И, заключённого 22 июля 2021 года, форма уведомления была ошибочно заполнена на заключение договора (л.д. N).
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Вместе с тем, указанные нарушения оставлены судьями нижестоящих инстанций без внимания. Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ВССК", не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ВССК" Ч. удовлетворить частично.
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВССК", отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.