Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Красиковой О.Е., рассмотрев административный материал N 9а-10/2023 с представлением заместителя прокурора Иркутской области на определение судьи Иркутского областного суда от 07 февраля 2023 года о возвращении административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Иркутской области Исаканова Л.Е. обратилась в Иркутский областной суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующими с момента принятия частей 1, 2 статьи 126, абзаца 2 части 1, абзаца 3 части 2, частей 9, 10 статьи 128, абзаца 2 части 1, частей 3, 4 статьи 129, частей 1, 5 статьи 130, частей 1, 5 статьи 131, частей 1, 6 статьи 132 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года N 19/29-ЗС (редакция от 18 января 2023 года), пункта 2 постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 18 января 2023 года N 63/4-ЗС "О внесении изменений в Регламент Законодательного Собрания Иркутской области".
Определением судьи Иркутского областного суда от 07 февраля 2023 года административное исковое заявление прокурора возвращено согласно пункту 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На указанное определение заместителем прокурора Иркутской области Исакановой Л.Е. подано представление, в котором она просит определение отменить и разрешить вопрос о подсудности спора по существу, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного определения. Указывает, что анализ оспариваемого Регламента Законодательного Собрания Иркутской области позволяет констатировать, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающими нормативными свойствами". Считает, что вывод судьи Иркутского областного суда о наличии оснований для возвращения административного искового заявления является ошибочным.
На представление заместителя прокурора Иркутской области Исакановой Л.Е. представителем Контрольно-счетной палаты Иркутской области Щебетниковой Ж.В. представлен отзыв, в котором она просит представление удовлетворить, определение Иркутского областного суда отменить.
Также на представление прокурора представителем Законодательного Собрания Иркутской области Константиновым А.В. представлено возражение, в котором он просит определение Иркутского областного суда оставить без изменения.
Частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав представленный административный материал N 9а-10/2023, изучив доводы представления прокурора, отзыва и возражения на него, судья полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого определения.
Возвращая административное исковое заявление ввиду неподсудности заявленных требований Иркутскому областному суду, судья исходил из того, что оспариваемый правовой акт не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, а также не содержится толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемым постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 18 января 2023 года N 63/4-ЗС внесены изменения в постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года N 19/29-ЗС "О Регламенте Законодательного Собрания Иркутской области".
Регламент Законодательного Собрания Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 08 июня 2009 года N 30-оз "О Законодательном Собрании Иркутской области" определяет порядок деятельности Законодательного Собрания Иркутской области, в том числе взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также с общественными объединениями, иными организациями по вопросам своей деятельности.
Анализ постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 18 января 2023 года N 63/4-ЗС "О внесении изменений в Регламент Законодательного Собрания Иркутской области" позволяет констатировать, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с непосредственным обеспечением реализации Законодательным Собранием Иркутской области установленных законодательством полномочий.
При таком положении, вывод судьи о наличии оснований для возвращения административного искового заявления является ошибочным, в связи с чем обжалуемое определение судьи подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Руководствуясь статьями 315 и 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Иркутского областного суда от 07 февраля 2023 года о возвращении административного искового заявления отменить.
Административный материал N 9а-10/2023 возвратить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления заместителя прокурора Иркутской области Исакановой Л.Е. к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующими с момента принятия частей 1, 2 статьи 126, абзаца 2 части 1, абзаца 3 части 2, частей 9, 10 статьи 128, абзаца 2 части 1, частей 3, 4 статьи 129, частей 1, 5 статьи 130, частей 1, 5 статьи 131, частей 1, 6 статьи 132 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.03.2010 N 19/29-ЗС (редакция от 18 января 2023 года), пункта 2 постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 18 января 2023 года N 63/4-ЗС "О внесении изменений в Регламент Законодательного Собрания Иркутской области" к производству суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья О. Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.