Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу Я на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района города Тамбова от 22 декабря 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 7 февраля 2023 года, вынесенные в отношении заместителя директора Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области Я по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района города Тамбова от 22 декабря 2022 года, заместитель директора Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области Я признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 7 февраля 2023 года, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района города Тамбова от 22 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Я обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные акты за необоснованностью.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.
Согласно части 1 данной статьи государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом в силу статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Как следует из представленных материалов, в Департамент 15 сентября 2022 года от депутата Тамбовской областной Думы М. поступил для рассмотрения запрос в интересах П. и С. и копия их обращения, по вопросу ненадлежащего содержания многоквартирного "адрес". О результатах рассмотрения - запроса депутата и обращения граждан 23 сентября 2022 года за исх. N в адрес депутата Тамбовской областной Думы М, а также П. и С. направлены ответы. Проверка показала, что обращение П. и С. по существу изложенных в нем доводов не рассмотрено Департаментом.
Согласно указанной в ответе и.о. начальника Департамента Я от 23 сентября 2022 года информации многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" находится в управлении ООО на основании договора управления от 21 ноября 2018 года N-ДУ-ЖК, при этом Департамент не может обеспечить рассмотрение поступивших обращений без проведения контрольно-надзорных мероприятий, однако отмечено, что доводы обращений содержали основания для проведения указанных мероприятий. Ответ содержит разъяснения законодательства о невозможности проведения контрольных (надзорных) мероприятий ввиду оснований, предусмотренных постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", п. 3 которого предусмотрено, что в текущем году в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В обоснование своих действий Департаментом также разъяснена статья 59 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", которой закреплены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в соответствии с которой установление личности гражданина, направившего обращение с информацией о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является обязательным требованием законодательства для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем, в ответе и.о. начальника Департамента от 23.09.2022 года указано, что поступившая копия заявления П. и С. не представляет возможности установления их личности из-за отсутствия номеров телефонов и адреса электронной почты, однако в заявлении в качестве контактного телефона указан номер N. Таким образом, Департаментом необоснованно фактически оставлены без рассмотрения доводы заявления П. и С. от 13.09.2022. В ходе проверки установлены нарушения ст. 2, п. 3 ст. 5, и п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ, выразившиеся в не рассмотрении по существу доводов обращения П. и С. Ответ гражданам 23.09.2022 подписан и.о. директора Департамента Я, по адресу: "адрес" (место совершения правонарушения). При рассмотрении обращения П. и С. и.о. директора Департамента Я был нарушен предусмотренный федеральным законодательством порядок рассмотрения обращений граждан, что привело к не рассмотрению обращения и нарушению права граждан на обращение в государственные органы, установленного Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В соответствии с распоряжением "адрес" от 26.09.2022 N-/ж обязанности директора Департамента на период временной нетрудоспособности Л. с 22.09.2022 были возложены на заместителя директора Департамента Я
Материалы проверки свидетельствуют о том, что руководителем Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области допущены нарушения изложенных выше положений Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ.
Согласно п. 3.1.4.7 Положения о Департаменте государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 27.12.2021 N, Департамент в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами в том числе осуществляет функции по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, юридических лиц по вопросам, относящимся к полномочиям Департамента, и направление заявителям ответов в соответствии с действующим законодательством.
Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности главой администрации области по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Права и обязанности директора Департамента определяются служебным контрактом и должностным регламентом.
Директор Департамента действует без доверенности от имени Департамента, представляет интересы Департамента в органах государственной власти и местного самоуправления области, предприятиях, организациях, учреждениях, в отношениях с физическими лицами; руководит деятельностью Департамента, издает приказы в пределах своей компетенции; осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.
Согласно распоряжению Главы Тамбовской области от 26 сентября 2022 года N-ж обязанности директора Департамента на период временной нетрудоспособности Л. с 22 сентября 2022 года были возложены на заместителя директора Департамента Я
Таким образом, заместителем директора Департамента Я в нарушение требований Федерального закона N 59-ФЗ по адресу: "адрес" не организовано рассмотрение обращений П. и С.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; сообщениями и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, действия заместителя директора Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области Я образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о не извещении Я о судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, являлся предметом рассмотрения судьи районного суда, получил правовую оценку и обосновано был отклонен по мотивам, изложенным в судебном акте, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Довод Я о том, что имеющаяся на почтовом уведомлении о вручении почтовой корреспонденции в соответствующей графе подпись выполнена не им, а иным лицом, своего подтверждения не нашел.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского района города Тамбова от 22 декабря 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда города Тамбова от 7 февраля 2023 года, вынесенные в отношении заместителя директора Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области Я по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Я - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.