Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу К., на вступившие в законную силу решение судьи Брянковского городского суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 27 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 20 декабря 2022 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД Брянковского ГОВД МВД ЛНР N от 15 ноября 2021 года К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.14 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей
Решением судьи Брянковского городского суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 27 октября 2022 года, постановление начальника ОГИБДД Брянковского ГОВД МВД ЛНР N от 15 ноября 2021 года изменено, действия К. переквалифицированы с части 1 статьи 12.14 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях на часть 2 статьи 12.13 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 450 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики от 20 декабря 2022 года решение судьи Брянковского городского суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 27 октября 2022 года изменено в части, действия К. переквалифицированы на часть 1.1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 450 рублей, в остальной части решение оставлено без изменения.
К. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение представленных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов дела, 15 ноября 2021 года, в 11 часов 45 минут, на "адрес", водитель К. управляя транспортным средством марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", при выполнении маневра не выбрал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в результате чего совершил столкновение с транспортным средством марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", чем нарушил подпункты 8.1, 9.10 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики, утвержденных постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 15 мая 2018 года N 274/18.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения К. к административной ответственности по части 1 статьи 12.14 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях.
Изменяя постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что К. нарушены требования не пунктов 8.1, 9.10 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики, а пункта 8.5 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики в связи с чем, переквалифицировал действия К. на часть 2 статьи 12.13 Кодекса Луганской Народной Республики об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Луганской Народной Республики с данным выводом судьи городского суда согласился частично и пришёл к выводу о необходимости переквалификации действий К. с части 2 статьи 12.13 Кодекса Луганской Народной Республики на часть 1.1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем указанные судебные акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Постановлением должностного лица от 15 ноября 2021 года К. привлечен к административной ответственности за нарушение пунктов 8.1, 9.10 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики Российской Федерации (л.д. 148, т. 1).
Согласно пункту 8.1 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики Российской Федерации, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения
В силу пункта 9.10 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики Российской Федерации, водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
В решении, вынесенном по итогам рассмотрения жалобы К. на постановление начальника ОГИБДД Брянковского ГОВД МВД ЛНР N от 15 ноября 2021 года, судья городского суда сделал вывод о нарушении К. пункта 8.5 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики. С данным выводом судьи городского суда согласился судья Верховного Суда Луганской Народной Республики.
Пунктом 8.5 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики установлено, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случая, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом, судебными инстанциями изменен объем обвинения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
Данный вывод не противоречит правовой позиции содержащейся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В названном пункте указано на вправо судьи переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ в случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, действия К. квалифицированы по пунктам 8.1, 9.10 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики. Судьёй городского суда эти же действия К. переквалифицированы на пункт 8.5 Правил дорожного движения Луганской Народной Республики, что не является переквалификацией, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ. Вменять иное, чем в протоколе об административном правонарушении деяние суд не вправе.
Также, необходимо отметить, что обвинение в совершении административного правонарушения формируется должностными лицами уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по административному делу (часть 3 статьи 28.1, части 1, 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (часть 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
С учётом изложенного, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что решение судьи Брянковского городского суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 27 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики от 20 декабря 2022 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть признано законным, названные судебные акты подлежат отмене, дело возвращению на новое рассмотрение в Брянковский городской суд Луганской Народной Республики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть изложенное выше и всесторонне, полно, объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности с учетом процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу К. удовлетворить частично.
Решение судьи Брянковского городского суда Луганской Народной Республики Российской Федерации от 27 октября 2022 года, решение судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики от 20 декабря 2022 года, вынесенные в отношении К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Брянковский городской суд Луганской Народной Республики Российской Федерации.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.