Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амонской Татьяны Петровны к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области об установлении даты гибели, признании права на единовременную денежную выплату (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 02-3433/2022)
по кассационной жалобе Амонской Татьяны Петровны на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 ноября 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Амонской Татьяны Петровны ФИО13, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Амонская Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) об установлении даты гибели Амонского А.В, 21.12.1975 года рождения, погибшего при исполнении обязанностей военной службы при исполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике - 14.01.1995; признании за ней права на ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере, установленном для родителей и жен погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны, обязании назначить ежемесячную денежную выплату в соответствии с ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере, установленном для родителей и жен погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны.
В обоснование исковых требований указано, что истец является матерью военнослужащего, проходившего военную службу по призыву с 19.12.1993, рядового войсковой части 29483 ФИО31, N года рождения, погибшего в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике в январе 1995 года от огнестрельного пулевого ранения. В связи с заслугами перед Отечеством ФИО30 награжден орденом Мужества. С даты призыва сына на военную службу истец приобрела статус члена семьи военнослужащего. После гибели сына-военнослужащего, 20.05.1995 истцу было выдано удостоверение о "праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих". Данными льготами с 20.01.1995 истец в полном объеме в "натуральном" виде пользовалась до 01.01.2005, когда часть "натуральных" льгот была заменена на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в связи с принятием изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Несмотря на то, что сын истца погиб в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике, с 01.01.2005 размер ЕДВ стал зависеть от даты гибели военнослужащего и с 01.02.2022 составил (размер выплаты проиндексирован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 года N 57): для родителей и жен погибших военнослужащих, погибших до 16.01.1995, приравненных к участникам Великой Отечественной войны (код категории 064) - 4 746, 28 руб. ежемесячно; для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (код категории 060), смерть которых наступила после 16.01.1995 - 1 899, 73 руб. в месяц.
Выплату ЕДВ осуществляет территориальный орган Пенсионного фонда РФ, который назначил истцу выплату без учета ранее приобретенного ею правового статуса в меньшем размере 1 899, 73 руб. 16.07.2021 территориальный орган ПФР отказал истцу в назначении ЕДВ в размере, установленном для родителей и жен погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны, в связи с тем, что смерть военнослужащего в вооруженном конфликте в Чеченской Республике наступила 16.01.1995, а не до 15.01.1995.
Согласно свидетельству о смерти ФИО25 серия N, выданному 17.01.1995 Промышленным районным ЗАГС г.Владикавказа РСО, дата его смерти зафиксирована 16.01.1995. Однако согласно выписке из наградного листа к Указу Президента РФ от 21.10.1996 года N 1476 на наводчика танковой роты в/ч 54083 рядового ФИО26 "14.01.1995 года... взвод, в котором служил рядовой ФИО27, попал в засаду... В ходе боя танк был подбит выстрелом из гранатомета. Рядовой ФИО29В. получил смертельное ранение, оказывая помощь механику-водителю в эвакуации подбитого танка". Следовательно, гибель военнослужащего ФИО28. наступила 14.01.1995.
Истец полагает, что, поскольку ее сын был призван на военную службу в период действия Закона РФ от 21.01.1993 N4328-I, имеет статус ветерана боевых действий в вооруженном конфликте в Чеченской Республике, фактически погиб в указанном вооруженном конфликте 14.01.1995, а сама истец реализовала право на льготы, установленные родителям и женам погибших военнослужащих до 01.01.2005, ЕДВ ей должна быть ей установлена в размере для родителей и жен погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Амонской Татьяны Петровны отказано.
В кассационной жалобе представитель Амонской Т.П. - ФИО24. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 28 марта 2023 года в 11.20 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 27 апреля 2023 года в 11.00 час.; 27 апреля 2023 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Амонская Т.П. является матерью военнослужащего ФИО14 года рождения, призванного на военную службу 19.12.1993 и погибшего 16.01.1995 в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
После гибели сына истцу 20.01.1995 выдано удостоверение, дающее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
Как следует из искового заявления, данными льготами Амонская Т.П. в полном объеме пользовалась до 01.01.2005. С 01.01.2005 истцу назначена ежемесячная денежная выплата на основании п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере, установленном для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Разрешая требования истца об установлении даты гибели, суд руководствовался положениями ст. 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к следующему.
Согласно свидетельству о смерти ФИО22, серия N, выданному 17.01.1995 Промышленным районным ЗАГС г.Владикавказа РСО - дата его смерти зафиксирована 16.01.1995.
Указом Президента РФ от 21.10.1996 N 1476 рядовой ФИО23 года рождения, награжден орденом Мужества (посмертно).
Согласно выписке из наградного листа к Указу Президента РФ от 21.10.1996 N 1476 на наводчика танковой роты в/ч 54083 рядового Амонского А.В, "14.01.1995 года... взвод, в котором служил рядовой ФИО20, попал в засаду... В ходе боя танк был подбит выстрелом из гранатомета. Рядовой ФИО21 получил смертельное ранение, оказывая помощь механику-водителю в эвакуации подбитого танка".
Согласно архивной справке Центрального архива Минобороны РФ от 14.12.2021 в книге безвозвратных потерь личного состава войсковой части 29483 за 1995-1998 гг. имеются сведения, что ФИО19 в воинском звании "младший сержант" (так в документе), должность не указана, умер 16.01.1995 (дата так в документе). Причина смерти: огнестрельное пулевое ранение живота с повреждением толстого кишечника.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 11, 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Разделом III Приложения "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что получение смертельного ранения не свидетельствует о смерти человека, а свидетельствует только лишь о том, что указанное ранение в дальнейшем послужило причиной смерти (привело к наступлении смерти), при наличии смертельного ранения человек еще может какой-то период времени жить; иных доказательств, подтверждающих, что смерть ФИО18. наступила 14.01.1995, при рассмотрении дела не представлено и судом не добыто, тогда как материалами дела подтверждено, что смерть сына истца наступила именно 16.01.1995.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что право на ЕДВ в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, имеют родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16.01.1995, и устанавливается ЕДВ в таком размере тем членам семей военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), у которых до 01.01.2005 в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Поскольку указанные обстоятельства у истца отсутствуют, размер выплачиваемой ей ЕДВ, определен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (часть 1).
Суд рассматривает дела об установлении, в том числе, факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; других имеющих юридическое значение фактов (часть 2).
Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Однако в настоящем случае органами записи актов гражданского состояния не было отказано в регистрации смерти. Согласно свидетельству о смерти ФИО17, серия N, выданному 17.01.1995 Промышленным районным ЗАГС г.Владикавказа РСО - дата его смерти зафиксирована 16.01.1995.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для установления в судебном порядке факта смерти в определенное время.
Более того, истицей не представлены достоверные доказательства, подтверждающие факт смерти ФИО16. именно 14.01.1995.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что получение смертельного ранения не свидетельствует о смерти человека, а свидетельствует только лишь о том, что указанное ранение в дальнейшем послужило причиной смерти (привело к наступлению смерти), при наличии смертельного ранения человек еще может какой-то период времени жить; доказательств, подтверждающих, что смерть ФИО15 наступила именно 14.01.1995 при рассмотрении дела истцом не представлено и судом не добыто.
Довод жалобы о неправомерности отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в соответствии с ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в размере, установленном для родителей и жен погибших военнослужащих, приравненных к участникам Великой Отечественной войны, также подлежит отклонению.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, при этом предусмотрен различный объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц.
В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее представлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона N 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).
Согласно подп. 2, 3, 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют: участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
Разделом III Приложения "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрен период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с указанными изменениями истцу с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего. В настоящее время ЕДВ истцу выплачивается в размере, установленном для указанной категории граждан.
До 16.01.1995 действовал Закон СССР от 01.01.1989 года N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Однако истцом не представлено, судом не добыто доказательств приобретения ею прав пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". Также истицей не представлено, а судом не добыто доказательств, что она до 2005 года пользовалась льготами, предусмотренными в качестве льгот для участников Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года (статья 15 Федерального закона от 16.01.1995 N 5-ФЗ " О ветеранах").
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях по жалобам граждан, чьи дети погибли при исполнении обязанностей военной службы с 16 января 1995 года до 1 января 2005 г, и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", указал, что законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов, и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 года N 1125-O-O, от 15.07.2010 года N 1017-О-О, от 23.09.2010 года N 1206-О-О, от 23.09.2010 года N 1207-О-О, от 24.02.2011 года N 246-O-O и др.).
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Вместе с тем это не означает, что гражданам, имеющим разный правовой статус, приобретенный на основании различных нормативных правовых актов, должны устанавливаться равные права в сфере социального обеспечения, в том числе на получение одинаковых мер социальной защиты (социальной поддержки).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса.
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 N 1125-О-О).
Кроме того, вопреки доводам жалобы, Федеральный закон "О ветеранах" вступил в силу 16 января 1995 года (в пункте 1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 N 1125-О-О от 13 октября 2009 N 1125-О-О указано на дату вступления этого закона в силу -16 января 1995 года).
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Амонской Татьяны Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.