Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Курчевской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Тубакина Вячеслава Анатольевича, Тубакиной Елены Алексеевны к Министерству социальной защиты населения Тверской области, государственному казенному учреждению Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Андреапольского муниципального округа Тверской области о признании незаконным и отмене решения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-854/2022)
по кассационной жалобе Тубакина Вячеслава Анатольевича, Тубакиной Елены Алексеевны на решение Московского районного суда г. Твери от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 ноября 2022 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Тубакина Вячеслава Анатольевича Тубакина В.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя государственного казенного учреждения Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО19, возражавшей против доводов жалобы, представителя Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области ФИО20, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тубакина Е.А. и Тубакин В.А. обратились в суд с административным иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Андреапольского муниципального округа Тверской области (далее ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области), Администрации Андреапольского муниципального округа о признании незаконным и отмене решения Министерства социальной защиты населения Тверской области от 10 ноября 2021 года N 5862-ТБ, признании незаконным и отмене решения ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области от 11 ноября 2021 года N4, обязании ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области принять меры к восстановлению прав истцов, признании незаконным бездействия Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области, обязании Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области принять меры к восстановлению прав истцов.
Определением суда от 18 марта 2022 года определено перейти к рассмотрению иска Тубакиной Е.А. и Тубакина В.А. по правилам гражданского судопроизводства.
Впоследствии истцами Тубакиной Е.А. и Тубакиным В.А. представлено уточненное исковое заявление, в котором истцы просили суд первой инстанции признать незаконным и отменить решение Министерства социальной защиты населения Тверской области от 10 ноября 2021 года N 5862-ТБ, обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области принять меры к восстановлению прав истцов, в том числе в полном объеме рассмотреть доводы жалобы и произвести перечисление социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп, взыскать с Министерства социальной защиты населения Тверской области в пользу Тубакина В.А. 100000 руб. Признать незаконным и отменить решение ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области от 11 ноября 2021 N4. Обязать ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области принять меры к восстановлению прав истцов, в том числе принять решение о перечислении социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп в размере 100000 руб. Признать незаконным бездействие Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области. Обязать Администрацию Андреапольского муниципального округа Тверской области принять меры к восстановлению прав истцов, в том числе составить акт коллегиального органа (комиссии), подтверждающий факт утраты или повреждения иного имущества, с указанием степени повреждения гаража, расположенного по адресу: Тверская область, город Андреаполь, ул. Авиаторов.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 1.4 постановления Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области от 03 августа 2021 года N 245 под утратой имущества понимается приведение имущества в непригодное для использования по назначению состояние вследствие чрезвычайной ситуации. Степенями утраты имущества являются: минимальная - незначительная утрата имущества (имущество, находящееся в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, не повреждено, незначительное повреждение хозяйственных построек, забора и т.п.); средняя - значительная утрата имущества (имущество, находящееся в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, повреждено и (или) не повреждено, значительное повреждение (частичная утрата) хозяйственных построек, бани, забора, теплиц и т.п.), максимальная - полная утрата имущества (имущество, находящееся в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации повреждено (или) не повреждено, полная утрата хозяйственных построек, бани, забора, теплиц и т.д.). В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Тверской области N 427-пп от 09 августа 2021 года размер социальной выплаты в связи с утратой или повреждением иного имущества в зависимости от степени повреждения составляет при средней - 100000 руб. на семью или одиноко проживающего гражданина. Поврежденный гараж получил значительные повреждения - полностью разрушена железная крыша с конструктивными элементами, что соответствует средней степени утраты имущества.
Решением Московского районного суда г. Твери от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Тубакиной Е.А, Тубакина В.А. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Андреапольского муниципального округа Тверской области, Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Тубакина Е.А. и Тубакин В.А. выражают несогласие с судебными постановлениями, считают, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права; ссылаются на доводы, изложенные в исковом заявлении, а также ранее приведенные в апелляционной жалобе.
Ответчиком Министерством социальной защиты населения Тверской области поданы возражения на жалобу, в которых изложена просьба оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 августа 2021 года на территории Андреапольского района Тверской области возникла чрезвычайная ситуация, прошел сильный ураганный ветер в результате которого было повреждено имущество, расположенное на территории Андреапольского района Тверской области.
Согласно постановлениям N 2 от 02 августа 2021 года и N 5 от 09 августа 2021 года Главы Андреапольского муниципального округа Тверской области для органов управления и сил Андреапольского муниципального звена Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 18 часов 00 минут 02 августа 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации. Зоной чрезвычайной ситуации считать территорию в границах улиц "адрес" (территория ГБУ "Андреапольская СББЖ", МБДОУ - детский сад N 2 "Рябинка" д. 36 города Андреаполь, квартал 828 Западнодвинского урочища Западно двинского участкового лесничества Торопецкого лесничества, квартала 34, 35 Андреапольского урочища Андреапольского участкового лесничества Торопецкого лесничества Андреапольского муниципального округа.
Постановлением Главы Андреапольского муниципального округа Тверской области N 6 от 01 октября 2021 года с 18 часов 00 минут 01 октября 2021 года для органов управления и сил Андреапольского муниципального звена Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций снят режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате стихийного бедствия, произошедшего 2 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества. 03 августа 2021 года Администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области приняты постановления NN 244, 245, которым созданы комиссии по обследованию жилых помещений, поврежденных вследствие чрезвычайной ситуации и по обследованию поврежденных (утраченных) жилых помещений и имущества граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации.
Судом также установлено, что истцы Тубакин В.А. и Тубакина Е.А. состоят в зарегистрированном браке с 20 сентября 1986 года.
Согласно справке, выданной председателем ГСК N 5 "Витьба" ФИО22 Тубакин В.А. является членом ГСК N 5 "Витьба" по улице Авиаторов города Андреаполь с 1996 года и ему принадлежит на праве собственности гараж N 2.
Земельный участок, на котором расположен ГСК N 5 "Витьба", на основании договора аренды земельного участка N 2 от 05 февраля 2019 года, заключенного между Администрацией города Андреаполь Андреапольского района Тверской области и ГСК N 5 "Витьба" передан последнему в аренду под объекты транспорта автомобильного.
Согласно справке от 17 августа 2021 года, выданной председателем ГСК N 5 "Витьба" ФИО21, в результате стихийного бедствия, произошедшего на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области 02 августа 2021 года, произошло разрушение крыши гаража N2 с конструктивными элементами.
11 августа 2021 года в администрацию Андреапольского муниципального округа Тверской области поступило обращение от владельцев ГСК N 5 "Витьба" Тубакина В.А. и ФИО23 с просьбой оказать материальную помощь.
Из ответа Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области от 16 августа 2021 года N 2382 на обращение Тубакина В.А, Дроздова Е.А. следует, что они не имеют право претендовать на помощь в виде единовременной материальной выплаты и помощь за утрату имущества первой необходимости, так как отсутствует факт частичной или полной утраты имущества первой необходимости, гараж не входит в перечень имущества первой необходимости.
08 сентября 2021 года Тубакина Е.А. и Тубакин В.А. обратились в ГКУ ТО "ЦСПН" с совместным заявлением о перечислении социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества в результате прохождения опасных явлений (ураганного ветра) 02 августа 2021 года на территории Андреапольского района Тверской области.
ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского района Тверской области запросило акт в Администрации муниципального округа Тверской области.
16 сентября 2021 года ГКУ ТО "ЦСПН" получен ответ из Администрации Андреапольского района Тверской области, в котором указано об отсутствии соответствующего акта, который в силу подпункта 1 пункта 13 Положения является необходимым для принятия решения о перечислении социальной выплаты.
Решением директора ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области Константиновой Ю.Н. N 2 от 17 сентября 2021 года отказано Тубакину В.А, Тубакиной Е.А. в перечислении социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой или повреждением иного имущества в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 02 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 12 Приложения N 2 к постановлению Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп социальная выплата за утрату иного имущества представляется гражданам с учетом степени повреждения иного имущества. Факт утраты или повреждения иного имущества с указанием степени его повреждения фиксируется в акте коллегиального органа (комиссии), создаваемой органами местного самоуправления. В результате межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 11 вышеуказанного Постановления факт утраты имущества не подтвержден.
20 сентября 2021 года Тубакин В.А. и Тубакина Е.А. обратились в ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области с заявлением о предоставлении надлежащим образом заверенной копии акта коллегиального органа (комиссии), полученного в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Тверской области.
В ответе на данное обращение от 21 сентября 2021 года ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области сообщено, что в результате межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 11 Приложения N 2 к постановлению Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп факт утраты имущества не подтвержден, акт коллегиального органа (комиссии) отсутствует.
Истцами подана жалоба в адрес Министерства социальной защиты населения Тверской области, в которой они просили отменить решение ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области от 17 сентября 2021 года и при необходимости внести изменения в содержание постановления Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп, чтобы реально оказать помощь пострадавшим людям, не зависящую от произвольного усмотрения органа муниципальной власти.
По результатам рассмотрения данного обращения Министерством социальной защиты населения Тверской области истцам дан ответ от 10 ноября 2021 года за номером N 5862-ТБ, из которого следует, что в ходе проверки решения ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области от 17 сентября 2021 года установлено, что оно вынесено в соответствии с установленными сроками, содержит номер и дату составления, содержит отказ в перечислении социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой или повреждением иного имущества, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 02 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области. Министерство пришло к выводу, что у ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области отсутствовали основания для удовлетворения заявления и причины принятия решения об отказе изложены верно. Также в данном ответе указано, что в ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области направлено указание о необходимости отмены решения ГКУ N 2 от 17 сентября 2021 года и принятию мер к вынесению решения в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, а именно с указанием основания принятия решения об отказе в соответствии с пунктом 13 Положения.
Решением ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области от 11 ноября 2021 года N 4 Тубакину В.А. и Тубакиной Е.А. отказано в перечислении социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой или повреждением иного имущества, ввиду не подтверждения факта утраты имущества в результате межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками обеспечена реализация требований законодательства в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области вынесены необходимые муниципальные правовые акты, обеспечено информирование населения и прием заявлений граждан, незаконного бездействия не допущено.
Учитывая, что в ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области в результате межведомственного взаимодействия не представлен акт коллегиального органа (комиссии), образованного администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области, подтверждающего факт утраты жилого помещения, и (или) повреждения иного имущества, с указанием степени его повреждения, у указанного ответчика отсутствовали основания для вынесения решения о перечислении истцам социальной выплаты.
Оснований для удовлетворения требований истцов, заявленных к Министерству социальной защиты населения Тверской области, не имелось, поскольку полномочия по принятию решения о выдаче социальной выплаты в соответствии постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп возложены на ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области.
Суд также учел, что со стороны истцов, не представлено доказательств, обращения в администрацию с заявлением об обследовании принадлежащего им на праве собственности жилого помещения и имущества на принадлежащем им земельном участке с предоставлением документов подтверждающих принадлежность им поврежденного имущества.
Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих повреждение гаража 2, расположенного в ГСК N 5 "Витьба" по улице Авиаторов города Андреаполь в результате стихийного бедствия, произошедшего 02 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области, представленные истцами справка, выданная председателем ГСК N 5 "Витьба" Ивановым М.М. от 17 августа 2021 года о разрушении крыши гаража N 2 с конструктивными элементами таким доказательством, позволяющим в том числе определить степень повреждения имущества, не является.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены должны принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп "О предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате стихийного бедствия, произошедшего 2 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества.
В соответствии с указанным Положением социальная выплата предоставляется гражданам, жилые помещения которых, не являющиеся единственными для проживания, утрачены и (или) иное имущество которых утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, в целях оказания им финансовой помощи. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тверской области и главным распорядителем бюджетных средств на предоставление социальной выплаты является Министерство социальной защиты населения Тверской области. Социальная выплата предоставляется за счет средств резервного фонда Правительства Тверской области.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тубакиной Е.А. и Тубакина В.А.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для возложения на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности перечислить истцам социальную выплату для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества, а также об отсутствии оснований для взыскания с Министерства социальной защиты населения Тверской области в пользу Тубакина В.А. 100 000 рублей 00 копеек, являются правильными, поскольку полномочия по принятию решения о предоставлении социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп возложены на ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области.
Решение о предоставлении социальной выплаты истцам ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области принято не было, в связи с отсутствием права граждан на предоставление указанной выплаты, о чем заявителям было своевременно сообщено.
Доводы истцов о наличии права на получение социальной выплаты правомерно отклонены судами как несостоятельные.
Действительно, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу.
Вместе с тем, порядок, условия, виды и размер социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате стихийного бедствия, произошедшего 02 августа 2021 года на территории Андреапольского муниципального округа Тверской области, установлены постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп, согласно подпункту 2 пункта 1 которого гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, предоставляется мера социальной поддержки в виде социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества.
Обязательными условиями для получения названной выплаты; являются: признание жилого помещения и (или) иного имущества утраченным или поврежденным в результате чрезвычайной ситуации; наличие права собственности (доли в праве общей собственности) на утраченные жилые помещения или права пользования утраченными жилыми помещениями, и (или) права собственности (аренды) на земельные участки, на территории которых было утрачено имущество.
Кроме того, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, если право собственности на мраченное жилое помещение не зарегистрировано, и имеющим в собственности иное жилое помещение для проживания или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение (подпункт 2 пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества).
При назначении социальной выплаты учитываются все сособственники утраченного жилого помещения, а также все члены семьи собственника утраченного жилого помещения (гражданина, указанного в подпункте 2 пункта 5 настоящего Положения) на день введения режима чрезвычайной ситуации (пункт 6 указанного Положения).
По смыслу приведенных нормативных положений финансовая помощь оказывается тем гражданам, у которых пострадали жилые дома и имущество, первой необходимости, находящееся в жилых домах, либо на земельном участке, расположенном при жилом доме.
Учитывая, что поврежденное имущество истцов гараж N 2, расположено в ГСК "Витьба", а не на земельном участке при жилом доме, кроме того, данное имущество не относится к имуществу первой необходимости, оснований для оказания истцам финансовой помощи в виде социальной выплаты, не имелось, в связи с чем ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области правомерно принято решение об отказе в выдаче социальной выплаты, в связи с отсутствием права граждан на предоставление указанной выплаты (подпункт 1 пункта 13 Положения).
Доводы жалобы о том, что постановление Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп не содержит указания на то, что поврежденное имущество должно относиться к имуществу первой необходимости, в связи с чем социальная выплаты должна предоставляться в связи с повреждением иного имущества, нельзя признать состоятельными.
Постановлением Правительства Тверской области от 05 февраля 2020 года N 22-пп "О предоставлении средств из областного бюджета Тверской области на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории Тверской области" утверждены Правила предоставления средств из областного бюджета Тверской области на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории Тверской области.
Приложением N 3 к постановлению Правительства Тверской области от 05 февраля 2020 года N 22-пп установлены размеры единовременных выплат гражданам, семьям, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в связи с утратой ими не любого имущества, а имущества первой необходимости.
Кроме того, как следует из пункта 4 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества (Приложение N2 к постановлению Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп) социальная выплата предоставляется за счет средств резервного фонда Правительства Тверской области.
Постановлением Правительства Тверской области от 12 января 2017 года N 10-пп "О Порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Тверской области" утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Тверской области, в соответствии с подпунктом е-1 пункта 4 которого (в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп) бюджетные ассигнования резервного фонда направляются на оказание социальной помощи гражданам, семьям, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (террористических актов, крушений самолетов и прочих ситуаций), в том числе в виде предоставления единовременных денежных выплат в размерах, установленных согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Приложением 3 к Порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Тверской области установлены размеры единовременных денежных выплат гражданам, семьям, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (террористических актов, крушений самолетов и прочих ситуаций) в связи с утратой ими не любого имущества, а имущества первой необходимости.
Так, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости выделялись средства в размере единовременной денежной выплаты: до 50000 рублей на семью в связи с частичной утратой имущества, до 50000 рублей на семью в связи с полной утратой имущества.
Постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп внесены изменения в подпункт е-1 пункта 4 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Тверской области. Указанный пункт изложен в новой редакции, согласно которой бюджетные ассигнования резервного фонда направляются на оказание социальной помощи гражданам, семьям, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (террористических актов, крушений самолетов и прочих ситуаций), в том числе в виде предоставления единовременных денежных выплат в размерах, установленных согласно приложению 3 к настоящему Порядку, если иные размеры не установлены отдельным нормативным правовым актом Правительства Тверской области.
При этом изменения, внесенные постановлением Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп, коснулись лишь размера единовременной денежной выплаты, наименование единовременной денежной выплаты - оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, изменено не было.
Из приведенных нормативных положений следует, что оказание финансовой помощи пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций осуществляется в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что социальная выплата предоставляется гражданам, у которых повреждено имущество первой необходимости, является правильным.
Доводы жалобы о том, что истцы имеют право на получение выплаты в соответствии с пунктами 2, 5, 7, 8 Приложения N 2 к постановлению Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп и со своей стороны представили все необходимые документы, были предметом исследования судов и обоснованно отклонены.
Судами установлено, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих повреждение гаража N 2, расположенного в ГСК 5 по улице Авиаторов города Андреаполь Тверской области в результате стихийного бедствия, произошедшего 02 августа 2021 года.
Представленная истцами справка, выданная председателем ГСК N5 "Витьба" от 17 августа 2021 года о разрушении крыши гаража N 2 с конструктивными элементами таким доказательством, позволяющим определить степень повреждения имущества, не является.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) иное имущество утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, социальной выплаты для оказания финансовой помощи в связи с утратой жилого помещения и (или) утратой или повреждением иного имущества (Приложение N2 к постановлению Правительства Тверской области от 09 августа 2021 года N 427-пп) факт утраты или повреждения иного имущества, с указанием степени его повреждения, подтверждается актом коллегиального органа (комиссии), образованного Администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области.
03 августа 2021 года Администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области приняты постановления N 244 и N 245, которыми созданы комиссии по обследованию жилых помещений, поврежденных вследствие чрезвычайной ситуации и по обследованию поврежденных (утраченных) жилых помещений и имущества граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации.
Как следует из указанных муниципальных правовых актов, органом местного самоуправления осуществляется обследование жилых помещений на предмет их пригодности, имущества в них и имущества на земельном уч?стке, на котором находится поврежденное или утраченное жилое помещение.
Обязанности самостоятельного обследования гаражно-строительных кооперативов на предмет определения повреждения имущества членов гаражно-строительного кооператива указанными муниципальными правовыми актами на комиссию не возложено.
Для получения акта коллегиального органа (комиссии), подтверждающего степень повреждения имущества, находящегося в гаражно-строительном кооперативе, в результате чрезвычайной ситуации, истцы, претендуя на получение социальной выплаты, могли обратиться с заявлением в Администрацию муниципального округа Тверской области, однако этого не сделали.
Заявление Тубакина В.А. и Дроздова Е.А. от 11 августа 2021 года адресованное Главе Администрации Андреапольского муниципального округа об оказании материальной помощи, не содержит просьбы о составлении акта обследования имущества, в связи с чем не может рассматриваться как обращение истца Тубакина В.А. за составлением соответствующего акта.
Таким образом, доказательств, подтверждающих факт повреждения имущества истцов в результате стихийного бедствия, произошедшего 02 августа 2021 года, а также доказательств, позволяющих определить степень повреждения имущества истцов, в материалы дела не представлено.
На отсутствие акта коллегиального органа (комиссии) указано и в решении ГКУ "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области, в котором обоснованно отражено, что факт утраты имущества не подтвержден.
Доводы жалобы о том, что они не обязаны предоставлять акт повреждения имущества из Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области, не обязаны до обращения с заявлением о выплате обратиться в администрацию за составлением подобного акта, а также о том, что Администрация Андреапольского муниципального округа Тверской области должна была составить такой акт после того как получила запрос из ГКУ ТО "ЦСПН" Андреапольского муниципального округа Тверской области основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных положений.
Обстоятельств, препятствующих истцам обратиться в Администрацию Андреапольского муниципального округа Тверской области за составлением акта о повреждении имущества, судом первой инстанции не установлено.
Из материалов дела усматривается, что на время введения режима чрезвычайной ситуации постановлением Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области N245 от 03 августа 2021 года была своевременно создана комиссия, имеющая полномочия по обследованию поврежденных (утраченных) жилых помещений и имущества граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации на территории Андреапольского муниципального округа, принятые муниципальные правовые акты размещены на сайте администрации, для населения обеспечена возможность подачи заявлений посредством мобильной группы Андреапольского филиала Многофункционального центра.
Доводы истцов о том, что администрация Андреапольского муниципального округа Тверской области допустила бездействие, опровергаются доказательствами, представленными ответчиком в материалы дела, из которых следует, что Администрацией Андреапольского муниципального округа Тверской области вынесены необходимые муниципальные правовые акты, определена зона чрезвычайной ситуации, проведены мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечен прием заявлений граждан, обеспечена работа комиссии по обследованию жилых помещений и иного имущества граждан, пострадавших вследствие
чрезвычайной ситуации, на обращения истцов даны исчерпывающие ответы.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда г. Твери от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тубакина Вячеслава Анатольевича, Тубакиной Елены Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.