Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО3, судей Курлаевой Л.И, ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту образования "адрес" о возложении обязанности включить в список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по кассационной жалобе Департамента образования "адрес" на решение Кировского районного суда городя Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
истцы обратились в суд с иском к Департаменту образования "адрес" о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в обоснование ссылались на то, что являются лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечены жилым помещением, закрепленное за ними жилое помещение являлось непригодным для проживания, в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении им было отказано. В настоящее время проживают в жилом помещении, занимаемом по договору коммерческого найма.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены. Постановлено признать незаконными приказ Департамента образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приказ Департамента образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении ФИО2 в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Департамент образования "адрес", возложена обязанность включить ФИО1, ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в силу норм "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда "адрес"".
В кассационной жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ответчиком ставится вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных. В обоснование своей позиции, указывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обращают внимание на то, что истцы до достижения 23 лет нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не являлись, имели закрепленное за ними жилое помещение, на момент обращения в Департамент образования "адрес" утратили право на получение мер социальной поддержки. Полагают, что судами необоснованно не принято во внимание, что закрепленное за истцами жилое помещение в установленном законом порядке до 2012 года аварийным и непригодным для проживания не признавалось, что в 2016 году ФИО1 был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, ФИО2 вселена в квартиру в качестве члена семьи. Доказательств уважительности причин пропуска на своевременное обращение за получением данного вида меры социальной поддержки истцы не представили. Судами также не учтено, что ФИО1 обеспечена жилым помещением, является собственником квартиры, площадью 44, 2 кв.м. Полагает, что право истцов на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке может быть реализовано на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В адрес суда кассационной инстанции от истцов ФИО1 и ФИО2 поступил отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1, ФИО2 и их представитель по доверенности ФИО6 возражали против удовлетворения кассационной жалобы ответчика, полагали постановления суда первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции на момент достижения истцами совершеннолетия, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона в редакции на момент разрешения спора детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с данными Правилами, лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. Обзорами практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции ФИО2 и ФИО1 относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Борисоглебского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы Борисоглебского муниципального округа N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние были направлены в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находились на полном государственном обеспечении до 2005 года. Этим же постановлением за несовершеннолетними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д. Юркино, "адрес".
Многоквартирный жилой дом, в котором расположено закрепленное за истцами жилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числился в реестре ветхих жилых домов по Борисоглебскому муниципальному району "адрес".
Согласно акту обследования многоквартирного жилого "адрес", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, заключению межведомственной комиссии администрации Борисоглебского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Приказами Департамента образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и N ФИО2 и ФИО1 отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, ввиду того, что они до достижения возраста 23 лет нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не являлись, имели закреплённое жилое помещение, обратились с заявлениями о включении в список после достижения возраста 23 лет, когда утратили право на получение мер социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 6. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда "адрес"", Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцами требований в полном объеме, при этом исходил из того, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено закрепленное за истцами жилое помещение, являлся аварийным и непригодным для проживания, еще до достижения истцами 23 -летнего возраста, в связи с чем истцы на состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имели нереализованное право на обеспечение органами исполнительной власти жилым помещением во внеочередном порядке, площадью не ниже социальных норм.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами районного суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, отметила, что материалами дела подтверждена невозможность возвращения истцов в закрепленное за ними жилое помещение, как в связи с наличием прав на указанное жилое помещение у матери истцов, так и в связи с непригодностью жилого помещения для проживания. Также указал, что уполномоченными органами не была исполнена обязанность по защите жилищных прав истцов по контролю за сохранностью закрепленного жилого помещения, а впоследствии по постановке их на соответствующий жилищный учет, что является уважительной причиной, препятствующей истцам реализовать предусмотренное законом право в установленный срок, в связи с чем истцы, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Судебные инстанции также установили, что до достижения возраста 23 лет истцы обращалась в органы власти по вопросу об обеспечении ее жилым помещением, но получали отказы в устной форме в связи с тем, что за ними было ранее закреплено жилое помещение, техническое состояние которого, как установлено судебными инстанциями еще до достижения истцами 23-летнего возраста, не отвечало требованиям санитарных и строительных прав, а в впоследствии было признано в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции в указанной части судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с вышеприведенными выводами суда первой и апелляционной инстанции, повторяют позицию ответчика по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы не усматривается.
Между тем, суд кассационной инстанции находит заслуживающими доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами судебных инстанций в части обоснованности выводов о признании ФИО1, нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 44, 2 кв.м.
Указанному обстоятельству судебными инстанциями оценки не дано. Суды не приняли мер к выяснению юридических значимых обстоятельств, не установили, является ли ФИО1, во владении которой помимо квартиры в аварийном жилом доме, имеется иное жилое помещение, нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда, которым оставлено без изменения решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в части разрешения требований ФИО1 нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции-Кировский районный суд "адрес".
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в части разрешения требований ФИО1 отменить, в отмененной части гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.