Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Смолиной Ю.М., при секретаре Дорониной К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-188/2021 по административному исковому заявлению фио к ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России об оспаривании решения, по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Хамовнического районного суда адрес от 30 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного истца по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском к ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, в котором просила признать незаконным решение об отказе в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведение хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке по адресу: адрес, фио с. адрес, ж-д адрес, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона садово-дачных участков, разрешенное использование - для дачного строительства, кадастровый номер 51:01:1901002:41, общая площадь 1700 кв.м.
В обоснование требований административный истец указал, что постановлением администрации адрес от 04.08.2015 года N фио утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером 51:01:1901002:ЗУ1, под дачное строительство. Участок формируется из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале 51:01:1901002, площадью 1700 кв. адрес земельного участка: адрес, фио с. адрес, ж.-д. адрес. Категория земель - земли населенных пунктов. Территориальная зона - зона садово-дачных участков. Разрешенное использование - садовые и дачные дома. 18.11.2015 года между администрацией адрес и фио заключен договор аренды земельного участка N 55, условиями которого является предоставление в аренду указанного земельного участка под строительство дачного дома, из земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 51:01:1901002:41, о чем 10.02.2016 внесена в Единый государственный реестр недвижимости запись о регистрации за номером 51-51/010-51/009/003/2016-168/2. По договору на выполнение подрядных работ от 08.06.2020г. N 10-01-07, на земельном участке построен деревянный дом. 22.07.2020 года представитель фио обратился в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права на жилой дом. 06.08.2020 уведомлением N КУВД-001/2020-9347461/1 Управление Росреестра приостановило регистрационные действия. Основанием приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является, что согласно координатному описанию местоположения границ Объекта, указанному в техническом плане, такой Объект расположен в границах запретной зоны военного объекта - Хвойное адрес обороны Российской Федерации (реестровый номер границы 51:00-6.138).
Согласно п.п. 12, 12(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств. Использование расположенных в границах запретной зоны водных объектов и воздушного пространства над ней регулируется нормами водного и воздушного законодательства Российской Федерации.
На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. фио обратилась в ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России с заявлением о согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведение хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на земельном участке кадастровый номер 51:01:1901002:41, общая площадь 1700 кв.м. 29 сентября 2020 года административным ответчиком ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России было принято решение об отказе фио в согласовании строительства объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности, проживания и нахождения на указанном земельном участке, с указанием на то, что Уставом не предусмотрено согласование строительства объекта капитального строительства и в соответствии с Постановлением выдача согласия на осуществление хозяйственной деятельности на адрес не предусмотрена, тогда как в силу действующего законодательства таких оснований для отказа в согласовании строительства у ответчика не имелось, размещение объекта капитального строительства с правом ведения хозяйственной деятельности и проживания на вышеуказанном земельном участке не создает угрозу безопасности лесного хозяйства, изменения границ установленной запретной зоны не требуется.
Решением Хамовнического районного суда адрес от 30 сентября 2021 года в удовлетворении требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований фио
При этом суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:1901002:41 площадью 1700 кв.м, расположенный по адресу адрес, фио с. адрес, ж-д адрес, входит в границы адрес Министерства обороны Российской Федерации.
В силу Устава ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России является некоммерческой организацией, учрежденной Министерством обороны Российской Федерации, и реализует свою специальную правоспособность, осуществляя деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, в том числе через свои филиалы, одним из которых является Хвойное адрес обороны Российской Федерации, в пределах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 51:01:1901002:41.
24 августа 2020 года фио обратилась в ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России с заявлением о согласовании строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 51:01:1901002:41 площадью 1700 кв.м, расположенном по адресу адрес, фио с. адрес, ж-д адрес.
Данное обращение было рассмотрено ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России по существу поставленного вопроса и письмом от 29 сентября 2020 года N 7/7065 дан ответ о том, что земельный участок входит в границы Хвойного адрес обороны Российской Федерации, но Уставом ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России не предусмотрено согласование ответчиком объекта капитального строительства.
При этом в данном письме административный ответчик пояснил, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - запретная зона военного объекта - Хвойное адрес обороны Российской Федерации, установленная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", и предложил фио обратиться к Правительству адрес в целях организации мероприятий по вопросу корректировки границ запретной зоны в отношении спорного земельного участка.
Разрешая спор и приходя к выводу к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности адрес, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации адрес с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, которым утверждено соответствующее Положение об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель, определяющим и правовой режим земель в названных зонах.
Указанным Положением "запретная зона" определяется как территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Согласно пункту 5 Положения, целями установления запретных зон являются:
а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов;
б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения;
в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация);
г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" на территории хвойного лесничества установлена запретная зона с особыми условиями использования, сведения о местоположении границ которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (пункт 12 Положения).
При таких данных, разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Какого-либо несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда адрес от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.