Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гусевой О.Г., Гордеевой О.В., при секретаре Бранец М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-187/2022 по административному исковому заявлению фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в государственной регистрации прав, обязании осуществить государственную регистрацию права
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Управление Росреестра по адрес) о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в государственной регистрации прав, обязании осуществить государственную регистрацию права.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка N 50АБ5581536 от 15.10.1996 г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с/пос Ядроминское, СНТ "Искра-1", площадью 600 кв.м.; 12 мая 2021 года обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности на вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером 50:08:0060210:253, расположенный по адресу: адрес, с/ адрес, СНТ "Искра-1", участок 109а. По результатам проведения правовой экспертизы документов, государственным регистратором прав принято решение приостановлении государственной регистрации, а затем об отказе в государственной регистрации прав, с которым административный истец не согласен.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2022 года постановлено:
Административное исковое заявление фио к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в государственной регистрации прав, обязании осуществить государственную регистрацию права - оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец фио просит об отмене указанного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, ненадлежащей оценке доказательств.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца фио и его представителя фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу частей 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи); имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости) (пункт 49 часть 1 вышеназванной статьи).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным федеральным законом порядке.
Пунктом 5 части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, в связи с подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что на основании нотариального договора купли-продажи земельного участка 50АБN5581536 от 15.10.1996 г. фио (продавец) продала фио (покупатель) и фио (покупатель) земельный участок с кадастровым номером 50-8-15-02-02-109 площадью 600 кв.м, находящемся в СНТ "Искра-1" за номером 109, адрес в ведении администрации адрес.
Из вышеуказанного договора купли-продажи земельного участка следует, что земельный участок приобретен покупателями в долевую собственность в равных долях по ? доле каждому.
Из пояснений административного истца данных в ходе судебного разбирательства следует, что между ним и фио был подписан договор о разделе земельного участка; административный истец согласия на признание за фио права собственности на 21 кв.м. земельного участка не давал.
По утверждению административного истца земельный участок площадью 600 кв.м. уже был разделен на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060210:252, дата присвоения кадастрового номера 17.01.2008 года (Почтовый адрес ориентира: адрес, с/ адрес, СНТ "Искра-1", уч-к 109, правообладатель - фио) и на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060210:253, расположенного по адресу: адрес, с/ адрес, СНТ "Искра-1", участок 109а (данные о правообладателе отсутствуют).
фио умер 28.04.1997 г, в его наследственную массу входил земельный участок N 109 по вышеуказанному адресу, площадью 321 кв.м. (свидетельство о праве собственности РФ-XXIII 50-И-15 N 0392958, выдано Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству адрес 23.01.1997 г, регистрационная запись 32265).
адрес N 109, принадлежащий фио был унаследован фио: свидетельство о праве собственности от 19.02.2008 г, земельный участок с кадастровым номером 50:08:0060210:252, площадь земельного участка 321 кв.м.
Впоследствии земельный участок площадью 321 кв.м. N 109 продан фио на основании договора купли-продажи фио от 07.07.2008 г.; подписан передаточный акт земельного участка N 109 площадью 321 кв.м.
12 мая 2021 года административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности на спорный объект недвижимости с кадастровым номером 50:08:0060210:253, расположенный по адресу: адрес, с/ адрес, СНТ "Искра-1", участок 109а (который образовался в результате раздела между Дорофеевым И.Н. и фио)
Государственная регистрация была приостановлена, а впоследствии, по результатам проведения правовой экспертизы документов, уведомлением Россреестра от 07.12.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации с указанием на то, что предметом договора купли-продажи от 15.10.1996 г. является земельный участок площадью 600 кв.м.; согласно представленному свидетельству о праве собственности от 14.02.1997 г. и договору от 15.10.1996 г. фио принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: адрес, р-н. Истринский, адрес, адрес, уч-к. 109а.; вместе с тем, площадь заявленного земельного участка составляет 300 кв.м, заявление подано о государственной регистрации единоличного права собственности (без участия второго долевого сособственника).
Вместе с тем, из материалов дела установлено, что административным истцом спорный земельный участок площадью 600 кв.м. приобретен в общую долевую собственность; при этом договор о разделе земельного участка между покупателями не был представлен в материалы регистрационного дела, а также в материалы настоящего дела.
При таких данных, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение административного ответчика соответствует положениям действующего законодательства, административным истцом в Управление Росреестра по адрес не представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная (неверная) оценка фактических обстоятельств дела не означает, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждает, что имеет место нарушение судом норм права.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, судом при рассмотрении административного дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; правильно распределено бремя доказывания между сторонами; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела; нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела судом не допущено.
Таким образом, по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.