Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-1401/2021 по апелляционной жалобе административного истца Козловой Ж.М. на решение Преображенского районного суда адрес от 17 декабря 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Козловой Жанны Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения государственного регистратора, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Козлова Ж.М. обратилась в суд с административным иском и просила признать незаконным решение Управления Росреестра по адрес об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 50:23:0050181:763, расположенный по адресу: адрес, адрес, и обязать Управление Росреестра по адрес возобновить и осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости, мотивируя требования тем, что ей на праве собственности по вышеуказанному адресу принадлежит земельный участок, на котором она возвела объект недвижимости и представила в Управление Росреестра по адрес заявление о регистрации права. Уведомлением N КУВД-001/2021-13523346/1 государственный регистратор сообщил о приостановлении государственной регистрации прав в отношении указанного здания по основанию невозможности размещения жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. По мнению административного истца, решение административного ответчика носит незаконный характер, нарушает ее права, поскольку по назначению здание является нежилым.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности фио требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на неправильное применение норм материального права; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, как не соответствующее требованиям ст. 176 КАС РФ.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания установлены по настоящему делу и выразились они в следующем.
Как усматривается из материалов дела, Козлова Ж.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050181:542, расположенного по адресу: адрес, адрес, 998 кв.м, категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
08.04.2021 года Козлова Ж.М. в Управление Росреестра по адрес направила заявление о государственной регистрации права собственности в отношении здания с кадастровым номером 50:23:0050181:763, расположенного на данном участке.
Уведомлением от 19.04.2021 года N КУВД-001/2021-13523346/1 государственный регистратор сообщил о приостановлении на основании п.5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала 50:23:0050181:763, указывая на то, что размещение жилого дома не земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для осуществления крестьянским(фермерским) хозяйством деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение административного ответчика соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Такие выводы суда судебная коллегия находит ошибочными, основанными на неправильном определении обстоятельств административного дела и неверном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в целях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации на государственного регистратора возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Соглашаясь с решением государственного регистратора об отказе в регистрации права собственности Козловой Ж.М. на строение, суд пришел к выводу о том, что размещение жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения.
Частями 1 - 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса установлено, что в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, исходя из положений законодательства о градостроительной деятельности зоны сельскохозяйственных угодий и иные зоны в составе зон сельскохозяйственного использования (в том числе в границах которых допускается ведение гражданами садоводства) являются различными видами "подзон", выделяющихся в составе зон сельскохозяйственного использования(Письмо Росреестра от 05.11.2019 N 14-10770-ГЕ/19 По вопросу государственной регистрации права собственности на жилой дом, созданный на земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для ведения садоводства, расположенном в границах территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (вместе с "Письмом" Минэкономразвития России от 30.09.2019 N ОГ-Д23-8897 "О рассмотрении обращения").
Пункт 2 ст. 78 ЗК РФ допускает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов и возможность использования таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ (Письмо Минэнерго России от 09.07.2021 N 05-2844 "О предоставлении информации").
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель сельскохозяйственного назначения.
Минсельхоз России в Письме от 22.09.2017 N 15-К-4190/ог "О строительстве садового дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения" указал, что в рамках реализации положений Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической адрес и на других адрес, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действующее законодательство не содержит ограничений на создание садового дома, в том числе на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
Как усматривается из Технического плана здания, расположенного по адресу: адрес, адрес, подготовленного кадастровым инженером фио 29.08.2019 года, здание расположено в границах территории садоводческого(огороднического или дачного) некоммерческого объединения граждан.
Таким образом, возведенное административным истцом строение, расположено на территории садоводческого объединения граждан, в связи с чем препятствий для его регистрации не имелось.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для принятия решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права собственности Козловой Ж.М.
При таких обстоятельствах, решение районного суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворения требований Козловой Ж.М. о признании незаконным решенияУправления Росреестра по адрес от 19.04.2021 года о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:23:0050181:763, расположенного по адресу: адрес, адрес, об отказе в государственной регистрации права от 19.07.2021 года, с возложением на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Козловой Ж.М. о регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда адрес от 17 декабря 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования Козловой Ж.М. о признании незаконными решений Управления Россреестра по адрес удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по адрес от 19.04.2021 года о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:23:0050181:763, расположенного по адресу: адрес, адрес, решение об отказе в государственной регистрации права в отношении указанного объекта от 19.07.2021 года, возложив на Управление Росреестра по адрес обязанность повторно рассмотреть заявление Козловой Ж.М. о регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.