Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей адресВ., фио, при секретаре Дорониной К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело N 2а-566/22 по исковому заявлению Урумбаева Эльдара Нурисовича к Департаменту городского имущества адрес о признании решения незаконным, обязании оказать услугу, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента городского имущества адрес на решение Никулинского районного суда адрес от 02 августа 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Урумбаев Э.Н. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать незаконным решение ДГИ от 18.05.2022 года N33-5-49180/22-(0)-1; обязать оказать государственную услугу "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0015001:4711, указав, что решением Никулинского районного суда адрес от 02.06.2021 года постановлено признать незаконным решение адрес Москвы об отказе в приёме документов, изложенное в письме от 26.02.2021 года N33-5-18102/21-(0)-1, обязав повторно рассмотреть запрос Урумбаева Э.Н. от 24.02.2021 года по вопросу предоставления государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта". 12.07.2021 года истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением. Вместе с тем, решением от 16.07.2021 года в рассмотрении запроса истца отказано. Решением Никулинского районного суда адрес от 10.11.2021 года, частично измененным апелляционным определением Московского городского суда, постановлено: признать незаконным решение адрес Москвы об отказе в приёме документов, изложенное в письме от 16.07.2021 года N33-5-66836/21-(0)-1, обязать адресМосквы рассмотреть по существу заявление Урумбаева Э.Н. о присвоении адреса земельном участку. Урумбаев Э.Н. повторно обратился в ДГИ адрес с заявлением о предоставлении вышеуказанной государственной услуги, истцу вновь отказано в приеме документов.
Решением Никулинского районного суда адрес от 02 августа 2022 года требования Урумбаева Э.Н. удовлетворены; признано незаконным решение адрес Москвы об отказе в приёме документов, изложенное в письме от 18.05.2022 года N33-5-49180/22-(0)-1; на адрес Москвы возложена обязанность присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером 77:07:0015001:4711.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Урумбаева Э.Н.
При этом, суд исходил из того, что Урумбаев Э.Н. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером N77:07:0015001:1675, 1939 года постройки, расположенного по адресу: адрес, Солнцево, адрес на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Согласно договору застройки от 25.01.1940 года, Кунцевский райкомхоз предоставил застройщикам на право застройки земельный участок площадью 1930 кв.м.
С целью установления границ земельного участка, на котором расположен жилой дом, Урумбаев Э.Н. обратился к кадастровому инженеру.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером N77:07:0015001:4711, дата присвоения кадастрового номера 25.01.1940, адрес: адрес, по адрес, площадь 1930 кв.м, статус: актуальные, ранее учтенные. В соответствии с особыми отметками: границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно заключению кадастрового инженера, жилой дом с кадастровым номером N77:07:0015001:1675 по адресу: адрес, Солнцево, адрес расположен на земельном участке с границами, закрепленными на местности с использованием объекта искусственного происхождения. Поскольку договор застройки от 25.01.1940 года и план земельного участка не содержат сведений, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, а по внесенным в ЕГРН сведениям невозможно определить местонахождение границ, существующих на местности 15 лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, то при сопоставлении сведений в адресе рассматриваемого земельного участка и представленных документов об адресе: архивной документации, хранящейся в инвентарном деле по адресу: адрес, цифровом топографическом плане 1997 года, договоре застройки от 25.01.1940 года, в сведениях ЕГРН выявлено несоответствие адресов. В связи с чем, кадастровые работы в целях подготовки межевого плана, определения (уточнения) фактических границ и площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N77:07:0015001:4711 приостановлены до внесения соответствующих изменений в сведения об адресе земельного участка.
24.02.2021 года истец обратился в ДГИ адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации (земельный участок)" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: адрес, по адрес.
Уведомлением от 26.02.2021 года N33-5-18102/21-(0)-1 Урумбаеву Э.Н. отказано в приеме документов на основании п.2.8.1.2 Административного регламента, а именно несоответствие представленных запроса и документов, необходимым для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами адрес, Едиными требованиями, Административным регламентом предоставления государственной услуги. ДГИ также сослалось на то обстоятельство, что согласно данным ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером N77:07:0015001:4711 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не представляется возможным установить его местоположение в целях адресации с учетом расположенных на нем зданий или относительно близлежащих объектов.
Решением Никулинского районного суда адрес от 02.06.2021 года, вступившим в законную силу 20.09.2021 года, постановлено: признать незаконным решение адрес Москвы об отказе в приёме документов, изложенное в письме от 26.02.2021 года N33-5-18102/21-(0)-1, обязав повторно рассмотреть запрос Урумбаева Э.Н. от 24.02.2021 года по вопросу предоставления государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта".
12.07.2021 года истец повторно обратился ДГИ адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации (земельный участок)" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: адрес, по адрес.
Уведомлением от 16.07.2021 года N33-5-66836/21-(0)-1 Урумбаеву Э.Н. отказано в приеме документов на основании п.2.8.1.1 Административного регламента. При этом указано, что права на земельный участок N77:07:0015001:4711 отсутствуют - Урумбаев Э.Н. не является лицом, которое может обращаться за данной услугой; также указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем не представляется возможным установить его местоположение в целях адресации с учетом расположенных на нем зданий или относительно близлежащих объектов.
Решением Никулинского районного суда адрес от 10.11.2021 года постановлено: признать незаконным решение адрес Москвы об отказе в приёме документов, изложенное в письме от 16.07.2021 года N33-5-66836/21-(0)-1; обязать Департамент городского имущества адрес присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером 77:07:0015001:4711 в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года N1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда адрес от 07.04.2022 года решение Никулинского районного суда адрес от 10.11.2021 года в части возложения на адрес Москвы обязанности присвоить адрес земельному участку отменено. В указанной части принято новое решение, которым ДГИ адрес обязано рассмотреть заявление Урумбаева Э.Н. о присвоении адреса земельному участку. В остальной части решение Никулинского районного суда адрес оставлено без изменения.
16.05.2022 года истец в очередной раз обратился в ДГИ адрес с заявлением о предоставлении государственной услуги "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации (земельный участок)" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: адрес, по адрес.
Уведомлением от 18.05.2022 года N33-5-49180/22-(0)-1 Урумбаеву Э.Н. отказано в приеме документов на основании п.2.8.1.1 Административного регламента. При этом указано, что права на земельный участок N77:07:0015001:4711 отсутствуют - Урумбаев Э.Н. не является лицом, могущим обращаться с данной услугой; также указано, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не представляется возможным установить его местоположение в целях адресации с учетом расположенных на нем зданий или относительно близлежащих объектов.
Таким образом, истцу предоставлен ответ аналогичный ранее обжалованному и признанному судами незаконным.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При этом судами неоднократно устанавливалось, что Урумбаев Э.Н, как собственник 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: адрес, Солнцево, адрес является лицом, которое может обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги.
В любом случае, деятельность ДГИ адрес относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
В силу части 10 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 N1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
По смыслу пункта 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 2 Правил к адресообразующим элементам относятся: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В силу пункта 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
На основании п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в п. 27 и п. 29 названных Правил.
На основании абзаца 2 подпункта "а" пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении земельных участков в случаях выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, постановленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Из анализа Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ следует, что заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Москвы от 26.02.2016 N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес" присвоение адресов, их изменение и аннулирование осуществляется Департаментом городского имущества адрес, а в случаях, предусмотренных законами адрес, - органами местного самоуправления городских округов.
Согласно п. 2.4.1 постановления Правительства Москвы от 26.02.2016 N 58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес", в качестве заявителей могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками объектов адресации либо лицами, обладающими правом хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также представители собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченные на подачу такого заявления решением общего собрания указанных собственников, представители членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченные на подачу такого заявления решением общего собрания членов такого некоммерческого объединения.
Согласно п. 27 Правил N1221 заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе.
Согласно п. 2.5.1.1.4 постановления Правительства Москвы от 26.02.2016 N58-ПП "О присвоении, изменении и аннулировании адресов в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес" в перечень документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги входят копии документов, устанавливающих (удостоверяющих) права заявителя на земельный участок, если право на земельный участок в соответствии с законодательством РФ признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (предоставляется при отсутствии сведений о правах на земельный участок в ЕГРП).
В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Таким образом, исходя из основных принципов земельного законодательства, Урумбаев Э.Н, как собственник 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: адрес, Солнцево, адрес является лицом, могущим обратится с заявлением о предоставлении государственной услуги.
Исходя из положений пунктов 3, 9, 47, 49, 50 и 61 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N1221: а) в случае если на земельном участке расположено здание (сооружение), то номерные части адреса земельного участка и стоящего на нем здания (сооружения) должны соответствовать друг другу.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ N1221 адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства; б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что, поскольку в ДГИ адрес истцом были предоставлены все документы, заявленные в качестве необходимых для предоставления государственной услуги адрес "Присвоение, изменение или аннулирование адреса объекта адресации", оснований для отказа в приеме документов не имелось.
Учитывая, что Департаментом городского имущества адрес заявление Урумбаева Э.Н. было рассмотрено, при этом истцу трижды отказано в удовлетворении заявления в отсутствие на то оснований, ранее адрес Москвы дважды обязывалось судом рассмотреть заявление истца, вместе с тем, истцу трижды отказывалось в приеме документов, суд обоснованно указал, что способом восстановления нарушенных прав заявителя может являться исключительно обязание Департамента городского имущества адрес присвоить адрес земельному участку с кадастровым номером 77:07:0015001:4711.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупность обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 02 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.