Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Курочкиной Е.С., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-767/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Люблинского районного суда адрес от 6 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Власова Александра Витальевича к участковой избирательной комиссии N 1564 адрес, территориальной избирательной комиссии адрес ОМВД России по адрес, МВД России об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, признании незаконными действий, взыскании компенсации морального вреда отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Власов А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия участковой избирательной комиссии N 1564 адрес, выразившиеся в непредоставлении возможности расписаться в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня и опустить его в ящик для голосования, признать незаконными действие, совершенное ОМВД России по адрес, МВД России, выразившееся в изъятии избирательного бюллетеня, признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии от 11 сентября 2022 года N 28/1, признать незаконным и отменить решение об итогах голосования, взыскать с административных ответчиков компенсацию морального вреда в размере сумма, расходы по уплате государственной пошлины.
Требования административного иска мотивированы тем, что 11 сентября 2022 года в помещении для голосования избирательного участка N 1564 Власову А.В. при предъявлении паспорта гражданина РФ членом участковой избирательной комиссии было отказано в выдаче избирательного бюллетеня, в связи с чем им был приглашен сотрудник ОМВД. После продолжительной беседы бюллетень административному истцу был выдан, однако возможность поставить подпись в списке избирателей ему предоставлена не была, равно, как и опустить бюллетень. Впоследствии сотрудниками ОМВД России по адрес административный истец был доставлен в отдел полиции, где бюллетень был изъят. В результате незаконных действий административных ответчиков, административный истец был лишен возможности реализовать активное избирательное право.
Административный истец Власов А.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель участковой избирательной комиссии N 1564 адрес и территориальной избирательной комиссии адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Председатель территориальной избирательной комиссии адрес фио в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Административные ответчики ОМВД России по адрес и МВД России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что выводы суда не доказаны, нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии адрес, действующего на основании доверенности фио, представителя административного ответчика МВД России, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным по правилам ст. ст.150-152 КАС РФ, рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика МВД России, извещенного надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомившего, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(далее Федеральный закон 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На основании пункта 1 статьи 63 Федерального закона 67-ФЗ для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
В силу пункта 5 статьи 64 Федерального закона 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 Федерального закона 67-ФЗ при получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. На основании соответствующего решения комиссии, организующей выборы, референдум, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума. В случае составления списка избирателей, участников референдума в электронном виде допускается применение электронной графической подписи в порядке, определенном при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а при проведении иных выборов, референдумов - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Во исполнении данного пункта Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 N 86/717-8 утверждены Требования к составлению, уточнению и использованию списков избирателей, участников референдума в электронном виде.
Согласно пункту 9 Требований при получении бюллетеня (бюллетеней) избирателем, участником референдума в электронном списке избирателей, участников референдума проставляются (указываются) серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, за исключением случая, когда указанные данные вносятся при составлении электронного списка избирателей, участников референдума.
Избиратель, участник референдума расписывается с использованием электронной графической подписи в получении бюллетеня (бюллетеней). Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующем поле с использованием электронной подписи или электронной графической подписи.
Избирателю, участнику референдума должна быть предоставлена возможность расписаться за получение бюллетеня (бюллетеней) в бумажном варианте электронного списка избирателей, участников референдума. В этом случае член участковой комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени), также расписывается в бумажном варианте электронного списка избирателей, участников референдума, затем вносится отметка о получении бюллетеня (бюллетеней) в электронный список избирателей, участников референдума (в поле "Особые отметки") и заверяется членом участковой комиссии с использованием электронной подписи или электронной графической подписи.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 11 сентября 2022 года в 8 часов 30 минут по адресу: адрес, в период проведения выборов депутатов муниципальных образований на избирательном участке N 1564, Власов А.В, прибыв на избирательный участок N 1564, предъявил свой паспорт и получил бюллетень для голосования, но отказался за него расписываться, зашел в кабину для тайного голосования, перечеркнул бюллетень и пытался его вбросить в урну для голосования, на неоднократные просьбы председателя участковой избирательной комиссии расписаться за бюллетень отказался.
Разрешая спор, суд не установилнезаконных действий, нарушающих права административного истца, как со стороны Участковой избирательной комиссии, так и со стороны ОМВД России по адрес, в который был доставлен Власов А.В. в связи с хищением избирательного бюллетеня.
При этом суд тщательно исследовал представленные по делу доказательства, опросил свидетелей, изучил обращения о нарушении порядка голосования избирателем фио, подготовленные наблюдателями, по результатам оценки которых пришел к верному выводу о том, что Власову А.В. была предоставлена возможность расписаться в списке избирателей, административный истец уклонился от соблюдения порядка голосования, поскольку отказался расписываться в списке избирателей в получении бюллетеня, в связи с чем не установлено нарушения избирательных прав административного истца.
Судебная коллегия отмечает, что действиям фио, выразившимся во вмешательстве в осуществление избирательной комиссией полномочий, дана оценка в постановлении мирового судьи судебного участка N 253 адрес от 24.10.2022 года, которым Власов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.69 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере сумма
Нельзя не согласиться с аргументами суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований фио, предъявленных к ОМВД России по адрес, МВД России о признании незаконным действий по изъятию у фио избирательного бюллетеня.
Согласно КУСП N 16836 от 11.09.2022 года зарегистрировано происшествие по адресу: адрес, по факту нарушений, допущенных кандидатом в депутаты Власовым А.В.
По указанному факту проводилась проверка сотрудниками ОМВД России по адрес и совершались действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 года 3-ФЗ "О полиции", в ходе которых нарушения прав административного истца не установлено.
Обоснованно, со ссылкой на позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, суд не установилв ходе проведения выборов и подсчета голосов на избирательном участке N 1564 нарушений избирательного законодательства, которые бы привели к искажению действительной воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, отказав в удовлетворении требований фио об отмене итогов голосования.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что подготовка к судебному разбирательству проводилась в отсутствие представителя административного ответчика, равно, как и доводы о привлечении к участию в деле в качестве соответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, основаниями для отмены решения являться не могут. Неявка лиц, участвующих в деле, вопреки позиции административного истца, не является препятствием для проведения досудебной подготовки. Право привлекать к участию в деле соответчиков предоставлено суду в силу положения части 5 статьи 41 КАС РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Апелляционная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда адрес от 6 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 10.03.2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.