Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Абрамовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N2а-88/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца ГПБУ "Московское городское управление природными территориями", действующего на основании доверенности фио, на решение Хорошевского районного суда адрес от 5 марта 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ГПБУ адрес городское управление природными ресурсами" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в лице территориального отдела в адрес об отмене предписания должностного лица от 12.08.2021г, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ГПБУ "Московское городское управление природными территориями" (ГПБУ "Мосприрода") обратилось в суд с административным иском, в котором просило отменить предписание ТО Управления Роспотребнадзора по Москве в адрес от 12.08.2021 года, которым ГПБУ "Мосприрода" предписано провести локальные противоклещевые (акарицидные) обработки в местах в местах массового отдыха на территории лесного массива прилегающей к пляжам Чистого залива Строгино.
Требование административного иска мотивированы тем, что данная территория в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.11.2020 N 2013-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения адрес "Москворецкий" и памятниках природы, расположенных в ее границах входит в границы особо охраняемой природной территории регионального значения адрес "Москворецкий". Акарицидная обработка приведет к сокращению численности животных и других организмов, занесенных в Красные книги РФ и адрес, ухудшению среды их обитания.
Представитель административного истца ГПБУ "Мосприрода", действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика ТО Управление Роспотребнадзора по адрес, действующая на основании доверенности Демидова Н.Г, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что оснований для отмены судебного решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так судом установлено, что Главным государственного санитарного врача по адрес фио вынесено предписание от 12.08.2021 года, согласно которому ГПБУ "Мосприрода" предписано: провести локальные противоклещевые (акарицидные) обработки в местах массового отдыха на территории лесного массива, прилегающей к пляжам Чистого залива Строгино в срок до 23.08.2021 года.
Основанием для вынесения данного предписания явились протоколы исследования, в которых обнаружена ДНК возбудителя клещевого боррелиоза (в частности протоколы лабораторных испытаний N 77.2976/194325, 77.978/194333 от 07.08.2021), в одной пробе обнаружена ДНК возбудителя гранулоцнтарного анантазмоза человека (протокол лабораторных исследований N 77.2978/194333 от 07.08.2021).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что предписание от 12.08.2021 года было вынесено уполномоченным лицом в пределах компетенции с соблюдением порядка его вынесения; оно соответствует требованиям нормативных правовых актов, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб административного истца и заинтересованного лица не имеется.
Так, в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьями 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование - это одна из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, главной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Пунктом 960 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500), предусмотрено, что природные очаги лихорадки Ку, КВЭ, ИКБ, КР, МЭЧ и ГАЧ широко распространены в умеренной климатической адрес. Наиболее активные очаги КВЭ и ИКБ связаны с зоной широколиственных, смешанно-широколиственных, южно- и среднетаежных лесов, а также лесостепей. Природные очаги КР расположены преимущественно в лесостепных, равнинно-степных и горностепных ландшафтах.
Согласно пункта 964 СанПиН 3.3686-21 группами риска заболевания инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, являются жители городской и сельской местности, посещающие природные биотопы или проживающие на территории антропургических очагов.
Каждый случай обращения за медицинской помощью по поводу заболевания инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, подлежит регистрации и учету в медицинских организациях(пункт 971 СанПиН 3.3686-21).
Каждый случай обращения за медицинской помощью по поводу присасывания клеща должен фиксироваться в формах первичной медицинской документации медицинской организации, куда обратился пациент, независимо от его места жительства(пункт 972 СанПиН 3.3686-21).
При получении экстренного извещения о случае заболевания инфекциями, предающимися иксодовыми клещами, или подозрения на заболевание, специалистами территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое расследование и разработка комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий(пункт 974 СанПиН 3.3686-21).
Мероприятия по профилактике инфекций, передающихся иксодовыми клещами, осуществляют: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и медицинские организации; территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; юридические лица, индивидуальные предприниматели; граждане(пункт 984 СанПиН 3.3686-21).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекций, передающихся иксодовыми клещами, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводятся следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: оценка эпидемиологической ситуации и прогнозирование тенденций ее развития; наблюдение за динамикой и структурой заболеваемости (в том числе динамическое наблюдение за эпизоотическим и эпидемическим процессами, включающее мониторинг численности, видового состава, инфицированности возбудителями носителей и переносчиков инфекций, заболеваемости населения, оценки степени энзоотичности территорий, выделением групп риска населения, эпизоотологическим и эпидемиологическим прогнозированием, организацией и контролем профилактических мероприятий); определение административных территорий повышенного эпидемиологического риска, в которых регистрируются случаи заболевания людей, выявлена циркуляция возбудителей инфекций, передающихся иксодовыми клещами; ретроспективный и оперативный анализ динамики заболеваемости инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, дифференцированно по территориям, группам населения (городское, сельское, возрастные и профессиональные категории), условиям заражения, тяжести клинического течения, а также летальности и обращаемости населения по поводу присасывания клещей; контроль своевременности выявления больных инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, полноты их лабораторного обследования для определения этиологии заболевания; ежегодная оценка численности населения из групп повышенного риска, проживающих или находящихся на административных территориях эндемичных по инфекциям, передающимся иксодовыми клещами, с целью проведения целенаправленной работы по вопросам профилактики инфекций, передающихся иксодовыми клещами; анализ иммунной структуры населения; определение длительности эпидемического сезона по инфекциям, передающимся иксодовыми клещами; проведение
зоолого-энтомологического обследования территории с целью слежения за циркуляцией возбудителя, активностью носителей и переносчиков возбудителей инфекций, передающихся иксодовыми клещами; оценку объемов, сроков, методов и эффективности проведения профилактических мероприятий(пункт 988 СанПиН 3.3686-21).
Неспецифическая профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами, включает следующие мероприятия: противоклещевые мероприятия; меры индивидуальной противоклещевой защиты; информационно-разъяснительная работа с населением(пункт 992 СанПиН 3.3686-21).
Акарицидами (инсектоакарицидами) обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). адрес в том числе являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами (пункт 994 СанПиН 3.3686-21).
Мероприятия по борьбе с иксодовыми клещами проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью, в соответствии с инструкцией по применению. Эффективность нанесения средств обеспечивается использованием соответствующего оборудования(пункт 996 СанПиН 3.3686-21).
Содержание вышеназванных санитарных нормативов и правил указывает на то, что обработка акарицидом наиболее часто посещаемых населением участков территорий (места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м) является профилактическим мероприятием и обусловлена созданием максимально безопасных условий для людей во время отдыха на территориях, заселенных иксодовыми клещами, поскольку в результате не обработки территорий, окружающих локальные обработанные территории, происходит переползание клещей-переносчиков энцефалита, их перемещение с прокормителями (грызунами и другими млекопитающими) на обработанные территории, что увеличивает риск присасывания клещей к людям, проживающим на локально обработанной территории.
Вышеуказанным санитарными правилами к мероприятиям по неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита также отнесены противоклещевые мероприятия в природных биотопах с помощью акарицидных средств.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.11.2020 N 2013-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения адрес "Москворецкий" и памятниках природы, расположенных в ее границах входит в границы особо охраняемой природной территории регионального значения адрес "Москворецкий".
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
При этом государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование - это одна из основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, главной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что на территории пляжей Чистого залива Строгино обнаружено наличие иксодовых клещей с ДНК возбудителя гранулоцнтарного анантазмоза человека и клещевого боррелиоза.
Учитывая изложенное, ссылка в апелляционной жалобе на то, что предписание о проведении акарицидной и дератизационной обработки нарушает нормы природоохранного законодательства Российской Федерации, служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления не может.
Приведенными выше нормами допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке. Применение средств осуществляется в соответствии с действующими методическими документами (инструкциями по применению).
В соответствии с МУ 3.5.3011-12 "Дезинфектология. Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов. Методические указания", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012, акарицидные средства относятся к дезинфекционным средствам; применение этих средств в природных (в том числе и антропургических) очагах КВЭ и ИКБ осуществляют в соответствии с требованиями санитарных правил по профилактике этих заболеваний, а также утвержденными инструкциями по применению используемых средств и распыливающей аппаратуры; допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке (прошедших процедуру государственной регистрации и включенных в реестр продукции, прошедшей государственную регистрацию); предполагают обязательные меры предосторожности при применении акарицидных и репеллентных средств (пункты 4.3.4, 4.3.5, 6.1.1).
Акарицидные средства, предназначенные для борьбы с популяциями клещей в природных биотипах, разрешены к применению на адрес и безопасны для окружающей среды.
Таким образом, несмотря на то, что акарициды (средства для борьбы с различными видами клещей) относят к группе пестицидов - ядохимикатов, химических веществ, уничтожающих паразитов и распространителей различных заболеваний, их применение в данном случае возможно на адрес "Москворецкий" как направленное на обеспечение безопасности здоровья людей, проводящих свой досуг на его территории; обработка акарицидом наиболее часто посещаемых населением участков территорий является профилактическим мероприятием и обусловлена созданием максимально безопасных условий для людей во время отдыха на территориях, заселенных иксодовыми клещами, недопуска переползания клещей-переносчиков, их перемещения с прокормителями (грызунами и др. млекопитающими) на иные территории.
Предписание, вопреки доводам апелляционной жалобы, направлено на охрану здоровья граждан и создание благоприятной окружающей среды, а потому не может рассматриваться исключительно в плоскости регулирования природоохранного, лесного и водного законодательства Российской Федерации, которым вопросы профилактики системного клещевого боррелиоза не регламентированы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска судебная коллегия находит обоснованным; решение судом принято в строгом соответствии с требованиями материального закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, а также с соблюдением статьи 227 КАС РФ об основаниях удовлетворения административного иска; обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, в том числе установленные частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ, касающиеся соблюдения порядка вынесения оспариваемого предписания, установлены судом и нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ применительно к нормам материального права; выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Оспариваемое предписание положениям действующего законодательства в указанной сфере не противоречит, обосновано эпидемической необходимостью и выдано в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в связи с выявленным случаем заболевания человека клещевым боррелиозом, соответствует полномочиям административного ответчика.
Как уже указывалось выше, акарицидная обработка предполагает обязательные меры предосторожности при применении акарицидных средств, неукоснительное следование инструкциям по применению используемых средств и распыливающей аппаратуры.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, в силу статьи 310 КАС РФ доводы не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями к отмене решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда адрес 5 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ГПБУ "Московское городское управление природными территориями", действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.