Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей адресВ., фио, при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-278/2022 по коллективному административному иску Егоровой Валентины Петровны и др. к Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес Дорогомилово" адрес о признании решений, действий незаконными, обязании совершить определенные действия, по апелляционным жалобам административного истца Егоровой В.П., административных ответчиков Префектуры адрес, подписанной представителем по доверенности фио, адрес Дорогомилово адрес, подписанной представителем по доверенности фио, на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 15 июля 2022 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Егорова В.П. и др. обратились в суд с административным иском к Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес Дорогомилово" адрес о признании решений, действий незаконными, обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что земельный участок по адресу: адрес поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 77:07:0007002:11599. Несколько собственников помещений зарегистрировали свои доли в праве общей долевой собственности, что свидетельствует о признании и подтверждении государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на данный земельный участок как общее имущество многоквартирного дома. С конца 2017 года - начала 2018 года административные ответчики начали обозначать спорный земельный участок как находящийся в частной собственности. Из писем Префектуры адрес от 25 декабря 2019 года N ПГ-21250/19-0-1 и адрес Дорогомилово адрес N ПГ-02-3541/19 от 12 декабря 2019 года следовало, что земельный участок, как общая долевая собственность переведен в частную собственность при регистрации собственником своей доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приведены номер и дата государственной регистрации права, однако, такая регистрация права об изменении назначения данного земельного участка как общего имущества многоквартирного дома не свидетельствует, перевода земельного участка многоквартирного дома из общей долевой собственности в "частную собственность" не случилось. Такая позиция административных ответчиков препятствует приведению дворовой территории многоквартирного дома в надлежащее состояние. В 2018 году спорный земельный участок исключили из программы благоустройства квартала. Жителям дома предлагалось все работы, включая работы капитального характера - замену разбитого асфальтобетонного покрытия, проводить за свой счет. При благоустройстве дворовых территорий квартала в 2018 году собственникам помещений указанного дома в благоустройстве отказано.
После личного приема у первого заместителя префекта собственники помещений дома добились включения работ по благоустройству дворовой территории в программу благоустройства, для чего им было необходимо провести общее собрание, на котором получить согласие на проведение работ по замене асфальтобетонного покрытия и проведение работ по благоустройству дворовой территории. Собрание проведено, протокол 23 февраля 2019 года, п.3 и п. 4 повестки; материалы собрания переданы в Государственную жилищную инспекцию; работы по благоустройству и по замене асфальтобетонного покрытия были включены в городскую программу "Развитие городской среды". Асфальтирование проводилось в конце 2019 года, работа выполнена неудовлетворительно, не закончена, благоустройство дворовой территории не выполнено. Подрядчик зашел на объект без проекта, с информацией о том, что земельный участок является частной собственностью, что отрицательно сказалось на качестве работ. При этом вопрос о комплексном благоустройстве дворовой территории закрыли. Собственники помещений других домов с земельными участками, поставленными на государственный кадастровый учет, подобных проблем с асфальтированием и благоустройством дворовых территорий не имеют. Совет дома и собственники помещений ориентируются на письмо Минстроя и ЖКХ РФ N 37248- ЮТ/06, где отмечено, что в рамках Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, для Москвы - это городская программа "Развитие городской среды", возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается.
Административные истцы указывали, что нарушены законные интересы и права собственников помещений д. 4 по адрес в адрес на полноценное участие в Государственной программе "Развитие городской среды", софинансируемой из федерального бюджета, по комплексному благоустройству дворовых территорий в адрес. Присвоение административными ответчиками статуса "частная собственность" земельному участку многоквартирного дома, привело к дальнейшим проблемам. С 15 января 2020 года собственники помещений начали получать информационные письма от ГБУ адрес Дорогомилово", в которых они были проинформированы о том, что до настоящего времени общее собрание о включении в состав общего имущества многоквартирного дома прилегающего земельного участка площадью 6529 кв.м. (кадастровый номер 77:07:0007002:11599) не проведено, собственникам помещений предложено решением общего собрания внести в договор управления изменение о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества. Также собственников уведомили, что в случае отсутствия такого решения общего собрания управляющая организация не вправе выполнять указанные услуги и работы. В связи с этим с 15 февраля 2020 года ГБУ адрес Дорогомилово" организации прекратило работы по санитарному содержанию прилегающего земельного участка.
Вместе с тем, земельный участок у дома 4 по адрес в адрес вошел в состав общего имущества многоквартирного дома с 26 февраля 2016 года, то есть с даты постановки на государственный кадастровый учет; никаких решений общего собрания о включении в состав общего имущества многоквартирного дома земельного участка дополнительно не требуется. Протокол общего собрания от 23 февраля 2019 года, п.5 повестки о подписании нового договора управления общим имуществом с ГБУ адрес Дорогомилово" находится уже более года в Префектуре адрес, в Управе адрес и в ГБУ адрес Дорогомилово". Замечаний от указанных организаций по пунктам повестки общего собрания председателю Совета дома не поступало, дворовая территория содержалась удовлетворительно, без существенных замечаний со стороны собственников помещений дома, вопросов по содержанию общего имущества с включенным земельным участком не возникало. В письме из Жилищной инспекции адрес от 19 марта 2020 года N ГР-08-1596/20 отмечено, что на дату подготовки ответа информация об обжаловании в судебном порядке собрания собственников от 23 февраля 2019 года отсутствует. Рекомендации, изложенные в информационном письме административных ответчиков, о самостоятельной уборке территории или заключении договора на обслуживание с любой подрядной организацией неисполнимы, поскольку многоквартирный дом не является ТСЖ; способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. Кроме того, собственники помещений других домов с земельными участками, поставленными на государственный кадастровый учет подобных, информационных писем не получают, санитарное содержание дворовых территорий проводится, несмотря на отсутствие письменных договоров управления общим имуществом на основании решений общих собраний.
Изложенное свидетельствует о нарушении законных интересов и прав собственников помещений. С 15 февраля 2020 года ГБУ адрес Дорогомилово" прекратил санитарную очистку земельного участка д.4 по адрес в адрес; дворники выведены с указанной территории. Из письма Департамента городского имущества адрес N ДГИ-ЭГР-5210/20-1 следует, что в соответствии с заявкой Префектуры адрес паспорт дворовой территории по адресу: адрес удален из автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес" от 1 января 2020 года. В 2020 году в связи с исключением данной территории из титульных списков по благоустройству дворовых территорий бюджетная субсидия не предусмотрена. Упомянутая в письме ДГИ адрес бюджетная субсидия адрес предоставляется управляющим организациям в целях возмещения недополученных доходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе расходов, связанных с содержанием земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома 4 по адрес в адрес нарушены, дворовая территория многоквартирного дома исчезла с карты адрес; собственникам помещений многоквартирного дома не известно, каким образом расходуются денежные средства, необходимые для содержания общего имущества с включенным земельным участком многоквартирного дома, начиная с даты прекращения санитарного содержания придомовой территории - с 15 февраля 2020 года по настоящее время.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Егорова В.П. и др. просили суд:
- признать незаконными решения административных ответчиков, изложенные в письмах Префектуры адрес от 25 декабря 2019 года N ПГ-21250/19-0-1 и адрес Дорогомилово адрес от 12 декабря 2019 года N ПГ-02-3541/19;
- признать незаконными решения Префектуры адрес и адрес Дорогомилово адрес об отказе в комплексном благоустройстве дворовой территории по адресу: адрес;
- обязать Префектуру адрес и Управу адрес совершить действия по включению многоквартирного дома по адресу: адрес государственные программы по комплексному благоустройству дворовых территорий адрес;
- признать незаконным решение Префектуры адрес, по запросу которой паспорт дворовой территории д.4 по адрес в адрес удален из автоматизированной системы управления "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес" и дворовая территория по указанному адресу исключена из титульных списков по благоустройству дворовых территорий;
- обязать Префектуру адрес восстановить паспорт дворовой территории по адресу: адрес автоматизированной системе управления "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства адрес" и восстановить указанную территорию в титульных списках по благоустройству дворовых территорий;
- признать незаконным совместное решение административных ответчиков о прекращении с 15 февраля 2020 года санитарного содержания придомовой территории многоквартирного дома по адресу: адрес, изложенное в письмах;
- обязать Префектуру адрес, Управу адрес и ГБУ адрес Дорогомилово" предоставить отчет о расходовании средств собственников помещений дома на содержание общего имущества, включающего земельный участок с 15 февраля 2020 года.
Решением Дорогомиловского районного суда адрес от 15 июля 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично.
В суд апелляционной инстанции настоящее дело направлено для рассмотрения апелляционных жалоб административного истца Егоровой В.П, административных ответчиков Префектуры адрес Дорогомилово адрес на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 15 июля 2022 года.
Вместе с тем, из дела видно, что 29 июля 2022 в суд поступила краткая апелляционная жалоба представителя административного ответчика ГБУ адрес Дорогомилово" адрес на решение суда.
Определением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 4 августа 2022 года апелляционная жалоба ГБУ адрес Дорогомилово" адрес оставлена без движения, предоставлен срок для исправления недостатков до 15 сентября 2022 года.
Определением судьи Дорогомиловского районного суда адрес от 3 октября 2022 года апелляционная жалоба ГБУ адрес Дорогомилово" адрес возвращена в связи с неустранением недостатков, указанных в определении судьи от 4 августа 2022 года.
11 апреля 2023 года из Дорогомиловского районного суда адрес в Московский городской суд поступила апелляционная жалоба ГБУ адрес Дорогомилово" адрес на решение суда от 15 июля 2022 года.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГБУ адрес Дорогомилово" адрес настаивал на рассмотрении его апелляционной жалобы по существу.
Положениями статей 299 - 302 КАС РФ определены действия суда первой инстанции после получения апелляционной жалобы, а также порядок направления дела в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 300 КАС РФ при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 части 1, частями 2 - 7 статьи 299 настоящего Кодекса, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, а при подаче апелляционных жалобы, представления на судебные акты по делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса, незамедлительно выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или адреса лица, подавшего жалобу, представление.
В силу части 4 статьи 302 КАС РФ по истечении срока обжалования, предусмотренного частью 1 статьи 298 настоящего Кодекса, суд первой инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции.
Согласно разъяснениям пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" при поступлении в суд апелляционной инстанции дела с апелляционными жалобой, представлением, поданными по истечении установленного срока обжалования, срок подачи которых не восстановлен, и (или) жалобой, представлением, не соответствующими требованиям, предъявляемым законом к их содержанию, суд апелляционной инстанции вправе возвратить поступившие к нему жалобу, представление до принятия их к производству вместе с делом в суд первой инстанции для совершения им процессуальных действий, предусмотренных нормами КАС РФ, если вопрос об устранении выявленных недостатков не может быть разрешен судом апелляционной инстанции самостоятельно (например, после представления в суд апелляционной инстанции документа об уплате государственной пошлины, документа об образовании, доверенности представителя).
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба ГБУ адрес Дорогомилово" адрес поступила в Дорогомиловский районный суд адрес 28 марта 2023 года, при этом для рассмотрения суда апелляционной инстанции в установленном законом порядке не назначалась, вопрос о восстановлении процессуального срока на ее подачу судом не разрешался, учитывая, что данные недостатки в суде апелляционной инстанции устранены быть не могут, суд апелляционной инстанции полагает невозможным рассмотрение дела в настоящем судебном заседании, в связи с чем данное административное дело подлежит направлению в суд первой инстанции дело для выполнения требований 95, 299-302 КАС РФ.
Руководствуясь статьей 309 КАС, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
административное дело по коллективному административному исковому заявлению Егоровой Валентины Петровны и др. к Префектуре адрес, Управе адрес, ГБУ адрес Дорогомилово" адрес о признании решений, действий незаконными, обязании совершить определенные действия возвратить в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьями 95, 299-302 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.