Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-645/2022 по апелляционной жалобе административного истца Овсянниковой П.А. на решение Измайловского районного суда адрес от 7 декабря 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Овсянниковой Полины Александровны к Участковой избирательной комиссии N1050, Участковой избирательной комиссии N1051, Участковой избирательной комиссии N1052, Участковой избирательной комиссии N1053, Участковой избирательной комиссии N1054, Участковой избирательной комиссии N1055, Участковой избирательной комиссии N1056, Участковой избирательной комиссии N1057, Участковой избирательной комиссии N1058, Участковой избирательной комиссии N1059 о признании незаконными и отмене решений отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Овсянникова П.А, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором просила признать незаконными и отменить решения участковых избирательных комиссий NN1050-1059 об итогах голосования на соответствующих избирательных участках о выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес 11 сентября 2022 года в многомандатном избирательном округе N3, мотивируя требования тем, что были допущены грубые нарушения избирательного законодательства при проведении голосования и подсчете голосов, направленные на воспрепятствование наблюдению за голосованием с целью фальсификации его итогов, а также на фальсификацию его итогов.
В судебном заседании административный истец Овсянникова П.А. и ее представитель фио требования административного иска поддержали.
Представитель административных ответчиков по доверенностям фио в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Заинтересованные лица Попов А.В, Меламуд В.Э, Буланый А.Г, Казакова В.В. и представитель Территориальной избирательной комиссии адрес, исполняющей полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Овсянникова П.А. со ссылкой на то, что выводы суда не доказаны, нарушены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Овсянниковой П.А, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков по доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, сочтя возможным по правилам ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(далее Федеральный закон 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П указал, что конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Из разъяснений, данных в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таких нарушений по настоящему делу суд обоснованно не усмотрел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 июня 2022 года Советом депутатов муниципального адрес принято решение N 84/1 "О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального адрес".
В соответствии с приведенным решением выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес назначены на 11 сентября 2022 года.
Овсянникова П.А. являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес на выборах депутатов Совета депутатов муниципального адрес 11 сентября 2022 года по многомандатному избирательному округу N3, в который входят избирательные участки NN1050-1059.
Итоги голосования на избирательном участке N1050 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1050, подписанным 12 сентября 2022 года, в 00 часов 57 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1051 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1051, подписанным 12 сентября 2022 г, в 02 часа 45 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1052 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1052, подписанным 11 сентября 2022 г, в 23 часа 38 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1053 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1053, подписанным 11 сентября 2022 г, в 23 часа 00 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1054 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1054, подписанным 12 сентября 2022 г, в 00 часов 14 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1055 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1055, подписанным 12 сентября 2022 г, в 00 часов 55 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1056 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1056, подписанным 11 сентября 2022 г, в 22 часа 50 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1057 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1057, подписанным 11 сентября 2022 г, в 23 часа 27 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1058 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1058, подписанным 12 сентября 2022 г, в 00 часов 25 минут;
итоги голосования на избирательном участке N1059 установлены протоколом Участковой избирательной комиссии N1059, подписанным 12 сентября 2022 г, в 01 час 06 минут;
итоги дистанционного электронного голосования по многомандатному округу N3 установлены протоколом Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, подписанным 11 сентября 2022 г, в 23 часа 10 минут.
12 сентября 2022 года, в 04 часа 44 минуты, Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес подписан протокол о результатах выборов по многомандатному избирательному округу N3, в соответствии с которым комиссия решилапризнать Буланого А.Г, фио, Меламуда В.Э, фио избранными депутатами Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3, которые набрали 2 045, 1 581, 2 132 и 2 260 голосов соответственно.
В соответствии с приведенным выше протоколом, кандидат Овсянникова П.А. набрала 619 голосов.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес N26/1 от 12 сентября 2022 г. выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес признаны состоявшимися и действительными; установлено, что в Совет депутатов муниципального адрес избрано двенадцать депутатов согласно приложенному списку: по многомандатному избирательному округу N3 избраны депутатами Совета депутатов муниципального адрес, Казакова В.В, Меламуд В.Э, Попов А.В.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не представлено достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о нарушении установления итогов голосования, влекущих отмену соответствующего решения избирательной комиссии.
Выводы суда основаны на нормах закона, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и фактических обстоятельствах.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В силу части 2 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.
Протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово "Протокол"; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума; д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии); строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки: строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; строка 11 в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума; строка 11 г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений; строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума; строка 11 е: число утраченных открепительных удостоверений. Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки: строка 11 ж: число утраченных бюллетеней; строка Из: число бюллетеней, не учтенных при получении; е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).
Согласно части 26 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
В силу части 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
В соответствии с частью 1.3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.
Как верно установлено судом первой инстанции, нарушение "Порядка дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем", утвержденного Постановлением ЦИК от 08 июня 2022 г. N86/716-80, на избирательных участках NN1050-1059, выразившееся в его продолжении более одного часа, в частности на избирательном участке N1050 - до 21 часа 22 минут, не нашло подтверждения в ходе судебного заседания; равно как и несанкционированного доступа к содержимому сейф-пакетов или их неидентичность на избирательном участке N 1059, ограничения возможности доступа в территориальную избирательную комиссию для подачи жалоб с 23 часов 00 минут 11 сентября 2022 г. по 04 часа 30 минут 12 сентября 2022 года; удаление с избирательного участка N1059 11 сентября 2022 г, в период времени с 19 часов 30 минут по 20 часов 15 минут, члена УИК фио не повлекло невозможность подписания протокола итогов голосования иными членами избирательной комиссии, в соответствии с которым кандидат в депутаты Овсянникова П.А. заняла пятое место из сорока двух кандидатов по количеству полученных голосов избирателей, и не свидетельствует о нарушениях, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд дал подробную оценку доводам административного истца, не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, существенных нарушений, которые ставили бы под сомнение выраженную волю избирателей на указанных административным истцом участковых избирательных комиссиях, не установлено.
Несогласие подателя апелляционной жалобы с выводом суда об отсутствии доказательств нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судом норм права.
В данном случае судом установлено, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, в результате которых искажена воля избирателей, либо созданы условия невозможности установления действительной воли избирателей, не подтверждены. Действительная воля избирателей установлена верно.
При установленных судом по делу обстоятельствах нормы материального права применены правильно.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Овсянниковой П.А. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.